Военное строительство

ВКО России – фантазия или назревшая необходимость

В последнее время руководство Министерства обороны России предпринимает определенные шаги по созданию воздушно-космической обороны страны. В СМИ по этому вопросу развернулась полемика. С просьбой обнародовать свою позицию в редакцию обратился доктор технических наук, лауреат Государственной премии РФ, генерал-майор в отставке Анатолий СУМИН. Наш корреспондент встретился с ним.


Анатолий Сергеевич, в недавнем прошлом вы возглавляли головной институт в Минобороны России, сегодня – вы сотрудник НПО «Алмаз», являющегося головным разработчиком зенитных ракетных комплексов и систем ПВО. Как вы оцениваете тенденции по развитию передовыми в военном отношении странами мира противовоздушной обороны и созданию воздушно-космической обороны?

Сразу уточню, что институт, возглавляемый мною в 1989—1999 гг., и в настоящее время остается головным в военном ведомстве по проблемам противовоздушной обороны. При этом, что не менее важно, является головным и в разработке системы исходных данных по характеристикам средств воздушно-космического нападения (СВКН) зарубежных государств. Здесь создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, позволяющая при участии специалистов промышленности проводить экспериментальные измерения отражательных характеристик и определять характеристики уязвимости СВКН. Все это дает возможность правильно задавать требования к перспективному вооружению и военной технике ПВО и ВКО.

Теперь по существу вопроса.

По взглядам военно-политического руководства развитых стран мира, особенно стран НАТО, в XXI веке ключевую роль в ведении военных действий будут играть средства, действующие в воздушно-космическом пространстве. Развитие сил и средств воздушно-космического нападения и воздушно-космической обороны является приоритетным направлением военно-технической политики развитых в военном отношении государств мира.

В последнем десятилетии XX века и в настоящее время наиболее четко просматривается в организационном и техническом плане развитие противовоздушной и воздушно-космической обороны Северо-Американского континента. Развитие систем ПВО (ВКО) США предполагается осуществлять на основе целого ряда принципов. Единая ответственность за организацию и ведение ПВО (ВКО), единая система управления и высокая степень автоматизации всех процессов, комплексное применение информационных и огневых разнородных, разновидовых и даже межнациональных сил и средств ВКО наземного, воздушного, морского и космического базирования.

Особенности геостратегического положения России, опыт военного строительства, а также научные исследования последних лет доказывали настоятельную необходимость создания и в России интегрированной системы воздушно-космической обороны.

В процессе системных исследований в этот период коллективом нашего института были разработаны оперативно-стратегические требования и предложения по основам построения, организации и боевого применения сил и средств системы ВКО, которые были одобрены Главным командованием Войск ПВО страны и Генеральным штабом ВС РФ.

Что понималось под системой ВКО?

Научные исследования показали, что под системой воздушно-космической обороны следует понимать организационное и техническое объединение сил и средств борьбы с воздушно-космическим противником, создаваемое с целью обеспечения наиболее эффективной защиты страны и Вооруженных Сил от ударов с воздуха и из космоса.

Роль ВКО в обеспечении военной безопасности Российской Федерации при решении задачи сдерживания ядерной войны состояла в гарантированном и своевременном обеспечении Президента России и Верховного главного командования достоверной информацией предупреждения для принятия решения на ответно-встречные действия стратегических ядерных сил, в обеспечении условий для проведения этих действий при любых попытках противника осуществить разоружающий удар средствами воздушно-космического нападения.

В ходе обычной войны локального и регионального масштаба наличие эффективной системы ВКО обеспечивало бы организованный перевод страны и Вооруженных Сил на военное положение, проведение оборонительных и контрнаступательных операций и устойчивое функционирование органов государственного управления и экономики. Достигаться это могло за счет заблаговременного вскрытия факта подготовки агрессии, вскрытия момента и масштаба воздушно-космического нападения, непосредственного прикрытия объектов Вооруженных Сил, экономики и инфраструктуры от ударов с воздуха и из космоса.

Обсуждались ли Ваши предложения руководством Министерства обороны РФ?

Конечно, результаты НИР и наши предложения по созданию системы ВКО РФ докладывались и проходили обсуждение на самом высоком уровне, хотя иногда решения принимались вопреки нашим исследованиям и носили странный характер. Достаточно напомнить дезинтеграционные мероприятия по передаче из состава Войск ПВО страны войск РКО вначале в РВСН, объединение Войск ПВО страны с ВВС, а потом передачу войск РКО в Космические войска.

В памяти сохранилась военно-научная конференция, проводимая под руководством министра обороны генерала армии П. С. Грачева 27—30 мая 1992 г. в Военной Академии Генерального штаба. На ней я выступал от Войск ПВО страны с докладом на тему: «Предназначение, задачи и состав Войск ПВО в современных условиях и перспективе». Идея доклада сводилась к изложению основного замысла развития системы ПВО страны и поэтапного создания системы воздушно-космической обороны.

Однако в среде высшего военного руководства мотивом для отказа от наших предложений по созданию системы ВКО РФ было то, что Главкомат Войск ПВО страны и институт отстаивают ведомственные интересы.

Мне пришлось выступать и на военно-научной конференции, проводившейся в июне 1999 г. под руководством министра обороны маршала РФ И. Д. Сергеева, уже после изменения структуры Вооруженных Сил РФ.

Основная часть моего доклада была посвящена обоснованию значимости объединенного вида Вооруженных Сил — ВВС при ведении современных войн и вооруженных конфликтов против России, перспективам развития вооружения и военной техники родов войск ВВС. Особый упор был сделан на развитие системы ПВО и превращение ее в систему ВКО РФ. Я отметил, что осуществляется фактически раздельное развитие противовоздушной и ракетно-космической обороны. Намечается дублирование в создании информационных, огневых и управленческих компонентов, разрабатываемых по заказам разных видов Вооруженных Сил, что приведет к дополнительным затратам материальных ресурсов.

«Фантазируете Вы, а Вам нужно заниматься вместе с институтом противовоздушной обороной», — подвел итог моего выступления министр.

До сих пор не могу согласиться с тем, что система воздушно-космической обороны – это фантазия. Фактически ведь Советский Союз уже имел систему ВКО. А научные и конструкторские коллективы России в тяжелейших условиях скудного финансирования продолжают работы по созданию перспективных средств ВКО.

Не могли бы Вы в связи с этим назвать, какие были разработаны за последнее десятилетие научные и материальные основы создания системы ВКО России?

Мы подходили к решению этой проблемы в соответствии с принятым в стране методом программного планирования развития вооружения и военной техники.

В 1994—1996 гг. разработана концепция и выполнены комплексные проекты по созданию головного участка (Центрального района России и г. Москвы) и системы воздушно-космической обороны РФ в целом.

Указом Президента РФ от 14 января 1994 г. было определено создание Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, предусматривающей объединение радиолокационных систем и средств Войск ПВО, ВВС, ВМФ и Департамента воздушного транспорта.

В 1994—1995 гг. разработаны предложения и проведены эксперименты по созданию Единой системы боевого управления истребительной авиации ПВО, ВВС и ВМФ.

Задана в разработку универсальная ЗРС «Триумф» 4-го поколения плюс, предназначенная для поражения как средств воздушного нападения, так и нестратегических ракет. Проводились научно-исследовательские и экспериментальные работы в обеспечение создания универсальной ЗРС межвидового применения 5-го поколения.

Для системной увязки систем и средств ВКО были заданы в разработку комплексы средств автоматизации с открытой архитектурой.

В настоящее время основные из перечисленных ОКР, несмотря на трудности с финансированием, близятся к завершению.

Что же делать сегодня конкретно в России для создания системы ВКО?

Исходя из сегодняшних условий военного строительства на пути создания системы ВКО России, представляется важным шагом объединение Военно-воздушных сил и войск РКО, которые сегодня находятся в составе уже Космических войск. Ошибки нужно исправлять, как ни тяжело это сознавать. Эта мера позволила бы приступить к реальной интеграции всех сил и средств, способных вести борьбу с СВКН, в единую разведывательно-ударную систему ВКО, обеспечивающую решение задач борьбы с космическими, баллистическими и аэродинамическими средствами нападения.

В перспективе можно было бы решать вопрос о полномасштабном развертывании в структуре ВВС специального Командования. При этом непосредственное управление всеми силами и средствами, выделенными в его состав, целесообразно осуществлять главнокомандующему ВВС через командующего ВКО. Общее руководство планированием и ведением воздушно-космической обороны должен осуществлять Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.

Конечно, полномасштабная разработка и развертывание системы ВКО России требуют значительных ресурсов. В условиях жесткого лимита средств на развитие Вооруженных Сил необходимо искать новые подходы в определении оптимальных направлений развития вооружения и военной техники ПВО (ВКО) на ближайшую и долгосрочную перспективу. Эта задача приобрела характер острейшей проблемы.

Прежде всего следует обратить повышенное внимание на развитие информационных и огневых средств (истребительной авиации, зенитных ракетных систем и систем противоракетной обороны). Мне кажется, что в сегодняшних условиях весьма ограниченного финансирования правильная перспектива развития этих средств состоит в осуществлении ремонта с одновременной модернизацией вооружения, находящегося в боевом составе, и создании образцов вооружения нового поколения.

Конкретно по тематике зенитного ракетного вооружения, где головным разработчиком является НПО «Алмаз», представляется целесообразным провести доработку полков, вооруженных ЗРС типа С-300ПМУ, до характеристик ЗРС средней и большой дальности действия «Фаворит», совместив модернизацию с проведением ремонта. ЗРС «Фаворит» способна поражать все аэробаллистические, аэродинамические средства воздушного нападения, включая крылатые ракеты, а также баллистические ракеты с дальностью пуска до 1000 км (тактические и оперативно-тактические) путем их физического разрушения на траектории полета за счет подрыва боевых частей.

Параллельно с этим необходимо увеличить ассигнования с тем, чтобы завершить Государственные испытания и начать перевооружение на ЗРС «Триумф». ЗРС «Триумф» имеет высокую эффективность поражения всех типов аэродинамических целей, включая маловысотные крылатые ракеты и самолёты, выполненные по технологии «Стелс», и нестратегических баллистических ракет — тактических, оперативно-тактических, средней дальности с дальностью пуска до 3000 км.

Дальнейшее развитие зенитной ракетной обороны мы связываем с созданием единой ЗРС 5-го поколения для всех видов Вооруженных Сил (ВВС, ВМФ, Сухопутных войск). Для сокращения затрат на разработку и оснащение войск перспективными ЗРС 5-го поколения предлагается реализовать базово-модульный принцип ее построения, позволяющий при минимальном типаже (базовом наборе) входящих в нее средств (модулей), оснащать различные по назначению и видовой принадлежности формирования ПВО (ВКО).

Перспективным направлением решения проблемных задач воздушно-космической обороны является разработка и применение оружия на новых физических принципах.

В заключение отмечу, что сегодня в оборонно-промышленном комплексе РФ с созданием интегрированной структуры «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» уже имеются хорошие организационные предпосылки для разработки перспективного вооружения ПВО (ВКО).

Из нашей беседы следует, что ВКО России – не фантазия, а назревшая необходимость.

Безусловно, так. И если Россия не осуществит этот замысел в первой четверти XXI века, у нее могут быть серьезные проблемы с обеспечением национальной безопасности.

Владислав ДАВИДЕНКО,
пресс-служба Космических войск

Опубликовано 1 января в выпуске № 2 от 2003 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?