Стратегия

Кризис в военно-космической деятельности преодолен

Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами России Владимир Путин на космодроме ПлесецкГлавную роль в этом сыграл отказ от распыления средств и четкая расстановка приоритетов.

24 марта 2004 г. Космическим войскам исполнилось три года. Впервые в потенциально новой сфере военного противостояния - космическом пространстве - появился единый род Вооруженных Сил. Его основу составили объединения, соединения и воинские части двух родов Вооруженных Сил Российской Федерации, существовавших до 1997 г., - Военно-космических сил и Войск ракетно-космической обороны.



ПОДВОДЯ итоги трехлетней деятельности, сегодня можно с полной уверенностью говорить о том, что принятое в 2001 г. решение было правильным шагом, оказавшим положительное влияние как на развитие военно-космической деятельности, так и на совершенствование ракетно-космической обороны нашего государства. Новому роду войск с момента образования пришлось решать нелегкие задачи. Последствия экономического кризиса 1990-х гг. в полной мере повлияли на такую науко- и ресурсоемкую область, каковой является военный космос. За последние десять лет XX века почти вдвое сократился состав орбитальной группировки космических аппаратов оборонного назначения. Значительная часть их находилась за пределами установленного гарантийного ресурса.

Тяжелейшее положение сложилось и со средствами ракетно-космической обороны. Многие важнейшие объекты систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства оказались за пределами Российской Федерации. Некоторые из них, как, например, радиолокационная станция в г. Скрунде (Латвия) были ликвидированы.

Из-за распада ранее существовавшей кооперации было потеряно производство ряда ключевых элементов вооружения, комплектующих изделий и элементной базы.

В такой обстановке времени на "раскачку" практически не оставалось. Требовалось принятие решительных мер и поиск новых подходов к стратегии поддержания и развития сил и средств. В основу этих подходов лег принцип определения перечня приоритетных задач и последовательного сосредоточения усилий на их решении. Космические войска категорически отказались от распыления сил и средств и попыток в одночасье решить все проблемные вопросы. Вместо этого были четко расставлены акценты, в соответствии с которыми концентрируются основные усилия и распределяются имеющиеся ресурсы.

Такие меры не всем понравились. До сих пор продолжаются попытки пересмотреть систему приоритетов и отвлечь средства на решение менее критических задач. Но мы твердо придерживаемся своей принципиальной позиции и целенаправленно проводим намеченное в жизнь.

Можно с удовлетворением отметить, что такая стратегия уже начинает давать положительные результаты. За прошедшие три года состояние военного космоса и ракетно-космической обороны стабилизировано, достигнута положительная динамика их развития.

Остановлена деградация орбитальной группировки, существенно повысилась доля космических аппаратов военного назначения, функционирующих в пределах гарантийного ресурса.

Полностью восстановлена работоспособность радиолокационной станции "Дон" системы противоракетной обороны г. Москвы. Введены в строй и поставлены на боевое дежурство новая радиолокационная станция системы предупреждения о ракетном нападении в г. Барановичи и командный пункт космического эшелона на Дальнем Востоке, ряд специализированных средств системы контроля космического пространства.

Руководитель Федерального космического агентства генерал-полковник Анатолий Перминов до марта 2004 г. возглавлял КВ

Проведен большой объем работ по модернизации и продлению ресурса основных образцов вооружения. Восстановлено информационное взаимодействие системы противоракетной обороны с командным пунктом ПВО Центрального промышленного района. Начаты летные испытания ряда перспективных космических комплексов и систем. Успешно продолжаются испытания конверсионных ракетно-космических комплексов "Рокот" и "Стрела", модернизированной ракеты-носителя "Протон-M" и разгонных блоков "Бриз-M" и "Фрегат". На 2004 г. намечено проведение первого пуска модернизированной ракеты-носителя "Союз-2", призванной стать средством выведения большинства космических аппаратов военного назначения, по меньшей мере, до 2015 г.

Уже в ближайшие два-три года планируется создать головные образцы и начать испытания принципиально новых радиолокационных средств системы предупреждения о ракетном нападении высокой заводской готовности, продолжить развертывание сети специализированных средств наблюдения за космическими объектами. Эта сеть призвана существенно повысить показатели информативности и оперативности контроля космического пространства.

Сдвинулись с "мертвой точки" работы по коренной модернизации огневых средств системы противоракетной обороны и наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами.

Особо следует отметить, что все перечисленные достижения являются заслугой не только Космических войск. Во многом они обусловлены постоянным вниманием к проблемным вопросам поддержания и развития военного космоса и ракетно-космической обороны со стороны высшего военно-политического руководства государства.

Эти вопросы неоднократно обсуждались с принятием необходимых решений в Генеральном штабе, на заседаниях коллегии Министерства обороны, в Совете Безопасности, правительстве и Федеральном Собрании России. Дважды за это время на объектах Космических войск работал президент Российской Федерации, в том числе и в феврале 2004 г. во время проведения стратегической командно-штабной тренировки Вооруженных Сил. Это говорит о том, что военный космос сегодня рассматривается как важнейшая составная часть оборонного потенциала государства, развитие которой является одной из приоритетных задач военного строительства.

Каковы же сегодняшние приоритеты нашей деятельности? Их можно условно разделить на два основных направления.

С одной стороны - это окончательное преодоление последствий кризиса в военно-космической деятельности. Сюда следует отнести задачи восстановления количественного состава и качественного состояния орбитальной и наземной группировок сил и средств, морального и физического обновления и модернизации парка вооружения и военной техники, перехода на использование современных систем и комплексов оружия, не уступающих по своим характеристикам лучшим мировым образцам. К этой же группе относятся проблемы, возникшие в связи с потерей и необходимостью дублирования военных объектов и производственной базы, оказавшихся за рубежом. Данное направление рассматривается нами как первоочередное, на него направлены основные усилия и около 2/3 ассигнований, выделяемых Космическим войскам в рамках государственного оборонного заказа.

С другой стороны, в интересах гарантированного обеспечения обороноспособности России, недопущения военно-политической и научно-технической внезапности возникновения новых угроз национальной безопасности мы в своей деятельности не можем и не имеем права ограничиваться только реакцией на сиюминутные проблемы. Следует создавать необходимый задел на перспективу.

Установка противоракеты ближнего действия системы А-135 в шахтную пусковую установку

В этом направлении за основу должен приниматься системный принцип и комплексный подход к парированию всего спектра угроз и защите национальных интересов России в космической сфере. Уже сегодня совершенно очевидно, что в перспективе эти задачи должны решаться многоцелевой, действующей по единому замыслу и плану военно-технической системой, обеспечивающей реализацию всего комплекса силовых мер по сдерживанию агрессии против Российской Федерации в космосе и из космоса.

Причем, учитывая устойчивую мировую тенденцию к повышению вклада космоса и ракетно-космической обороны в эффективность боевых действий группировок войск и Вооруженных Сил в целом, при создании такой многоцелевой системы должна обеспечиваться ее интеграция и оперативно-техническая совместимость с военными системами, действующими во всех сферах вооруженной борьбы. В том числе - гарантированное перекрытие зон ответственности сил и средств в смежных областях воздушного и космического пространств.

Поэтому в вопросах долгосрочного планирования и создания задела для перспективного развития Космических войск мы постоянно учитываем тот факт, что силы и средства систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной обороны являются одними из ключевых функциональных составных частей воздушно-космической обороны государства. При этом не следует забывать и о космических информационных системах, обеспечивающих эффективное управление и применение средств противодействия любому агрессору, в том числе воздушному и космическому.

Таким образом, говоря об итогах трехлетней деятельности Космических войск, есть все основания для их оптимистичной оценки. Приоритеты и ключевые направления в области поддержания и развития военного космоса и ракетно-космической обороны определены, работа по их реализации развернута, и она уже дает реальный положительный вклад в обеспечение безопасности государства.

Анатолий ПЕРМИНОВ

Опубликовано 1 января в выпуске № 2 от 2004 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?