Стратегия

К какой войне готовиться?

Оперативно-тактические требования к системам ракетно-космической обороны в условиях новых военных угроз
Несмотря на проведение Российской Федерацией миролюбивого внешнеполитического курса, приложение значительных усилий для поддержания стратегической стабильности и развития международного диалога по проблеме нераспространения ядерного оружия и средств его доставки, снижение потенциалов стратегических наступательных сил стран – членов «ядерного клуба», угроза прямой военной агрессии с применением оружия массового поражения против РФ и ее союзников остается.

«ОКНА УЯЗВИМОСТИ»

Основная опасность в настоящее время исходит от иностранных государств, имеющих развернутые в мирное время группировки сил и средств воздушно-космического нападения и способных в короткие сроки нарастить их в районах предполагаемых или продолжающихся вооруженных конфликтов.

Потенциальную угрозу для стратегических сил ядерного сдерживания России может представлять развертывание США позиционного района противоракетной обороны в Европе. Появляется возможность переориентации противоракет для поражения наземных целей, в том числе и ядерными боеприпасами, а подлетное время для поражения стратегических объектов в европейской части России такими ракетами уменьшается по сравнению с возможностями БРПЛ и МБР США более чем в два раза.

Особенное влияние на военную безопасность России в области ракетно-космической обороны оказывает распространение в мире ракетных технологий и оружия массового поражения. О степени распространения в мире ракетных технологий можно судить по данным фонда Карнеги, согласно которым вооруженные силы не менее 30 государств (помимо 7 ядерных – США, России, Франции, Китая, Великобритании, Индии, Пакистана) имеют тактические и оперативно-тактические баллистические ракеты, а некоторые государства (Пакистан, Турция, Северная Корея, Индия и др.) в ближайшем будущем оснастят свои армии БР средней дальности.

Таким образом, динамика ракетного распространения напрямую связана с комплексом проблем, которые существуют или могут возникнуть при решении задач обеспечения национальной безопасности государств или достижения рядом из них своих военно-политических интересов, в том числе и на региональном уровне.

Угроза появления нового «окна уязвимости» в системе сдерживания связана с успехами США по созданию высокоточного оружия. К настоящему времени оно способно эффективно поражать объекты в любой точке земного шара, в любое время суток, в любых климатических условиях. При этом отодвигаются рубежи пуска ВТО, снижается заметность атакующих средств, используются комбинированные системы наведения, увеличиваются скорости полета.

Но качественный прорыв в использовании ВТО связан не только с повышением боевых возможностей атакующих средств. Ведутся активные работы по совершенствованию инфраструктуры, обеспечивающей эффективное применение ВТО: систем разведки, связи, управления и координации действий всех сил и средств, участвующих в воздушных и воздушно-космических наступательных операциях. Нельзя не усмотреть в этих преобразованиях целенаправленности и согласованности действий по снижению роли ядерного оружия и средств его доставки в решении задач стратегического ядерного сдерживания.

В космической сфере угрозой ослабления потенциала сдерживания Российской Федерации является постоянное наращивание группировки военно-космических систем США, что приводит к значительному превосходству в использовании космической составляющей обеспечения ведения боевых действий.

Механизм формирования угроз данного типа основан на том, что использование информационных ресурсов космических систем позволяет противнику изменять сложившийся баланс сил в свою пользу без количественного и качественного изменения своей группировки на ТВД.

Такой эффект достигается, когда противник получает возможность добывать, обрабатывать и доводить до всех звеньев управления, вплоть до отдельных комплексов оружия и тактических единиц, в реальном масштабе времени информацию, объем и качество которой исключают ошибочные решения и минимизируют вероятность неэффективных действий. Проигрыш в качестве информации для противостоящей стороны влечет несвоевременность и неадекватность принимаемых решений, что в конечном счете равносильно малоэффективным действиям с неизбежным поражением.

Особую озабоченность вызывает возможность размещения новейших оружейных технологий в космическом пространстве. В соответствии с существующими нормами международного права создание, испытание и развертывание противоспутникового оружия относятся к категории нерегламентированных международным правом видов деятельности в космосе. Данные виды деятельности, за исключением случаев, явным образом запрещенных нормами международного права, могут считаться незапрещенными. Также в соответствии с Уставом ООН не запрещено использование космоса в военных неагрессивных целях, например для отражения агрессии, поддержания международного мира и безопасности, принуждения к миру.

Таким образом, сохранение и развитие военных угроз Российской Федерации в воздушно-космической сфере вызывают необходимость скоординированного развития систем ракетно-космической обороны с учетом качественно новых требований.

НЕОБХОДИМ МНОГОЭШЕЛОННЫЙ ПЕРЕХВАТ

Необходимость гарантированного обеспечения безопасности Российской Федерации в условиях сохраняющихся традиционных и появления новых угроз приводит к качественному изменению требований к системам ракетно-космической обороны.


На командном пункте РЛС СПРН г. Армавир
Пресс-служба Космических войск

Основные функции систем ракетно-космической обороны заключаются в следующем:

предупреждение о ракетном нападении всеми типами баллистических ракет с любых ракетоопасных направлений;

непрерывный контроль всей стратегической космической зоны с целью обнаружения опасных изменений в космосе;

противоракетная оборона Центрального промышленного района от ударов НБР и МБР;

противокосмическая оборона путем снижения эффективности применения иностранных информационных КА;

формирование и оперативное доведение до ВЗУ информации о ракетном нападении и критических изменениях в космосе.

С учетом изменения военных угроз России роль системы предупреждения о ракетном нападении в проводимых мероприятиях по обеспечению военной безопасности состоит в информационном обеспечении решения задачи сдерживания, в повышении эффективности ответных действий Вооруженных Сил России в условиях ударов средств ракетно-космического нападения, а также в повышении качества информационного обеспечения контроля космического пространства и в обеспечении постоянного контроля за испытаниями ракетного оружия в мире.

Проводимые в системе ПРН мероприятия по ее развитию должны обеспечить:

расширение контроля районов старта БР с доведением в перспективе до глобального (в пределах максимальной досягаемости МБР);

обнаружение всех существующих и перспективных типов БР, включая нестратегические, на всех физически реализуемых траекториях их полета;

обнаружение стартов оперативно-тактических ракет в пределах досягаемости России и государств ближнего зарубежья в интересах оповещения военно-политического руководства, войск, штабов и повышения эффективности отражения ударов оперативно-тактических ракет в боевых действиях на ТВД;

повышение достоверности информации предупреждения о старте БР и ракетном нападении;

повышение помехозащищенности системы ПРН и ее средств;

повышение живучести и боевой устойчивости системы ПРН.

Учитывая, что угрозу для безопасности России могут составлять не только БР, но и перспективные средства доставки высокоточного оружия, включая крылатые ракеты, аэродинамические и гиперзвуковые цели, в перспективном облике системы ПРН необходимо предусмотреть возможность решения задач обнаружения новых классов целей с выдачей соответствующей информации предупреждения на пункты управления страны и Вооруженных Сил, а также командные пункты взаимодействующих систем.

В условиях существующих и новых военных угроз система стратегической противоракетной обороны является действенным элементом сдерживания применения против РФ ракетных средств нападения. Система стратегической ПРО является составной частью ракетно-космической обороны и функционирует в тесном взаимодействии с системами ПРН и ККП, обеспечивая оборону объектов Вооруженных Сил и государства в Центральном промышленном районе и г. Москвы от ударов БР.

Основными требованиями к стратегической ПРО в условиях традиционных и новых военных угроз являются:

поддержание работоспособности и обеспечение боевого применения системы современного этапа развития;

поэтапное совершенствование с повышением потенциала по обороне высших звеньев управления страны и ВС РФ в Центральном районе, расширением зоны обороны от ударов стратегических и нестратегических ракетных средств нападения в пределах Центрального промышленного района;

совершенствование взаимодействия системы стратегической ПРО с системами ПВО в целях решения задач обороны объектов Центрального региона от ударов нестратегических ракетных средств нападения.

В условиях развертывания США позиционного района ПРО в Европе новой задачей может стать противодействие стартовавшим противоракетам типа GBI, представляющим угрозу отечественным МБР. Одним из вариантов борьбы против американских противоракет может быть использование зенитных управляемых ракет зенитной ракетной системы типа С-500 либо специально разработанных ракет с использованием технологий стратегической ПРО.

В настоящее время акцент в концепции развития системы противоракетной обороны смещается от защиты г. Москвы в сторону гарантированной обороны наиболее важных объектов военного и государственного управления в Московском промышленном районе, а также объектов РВСН. Для отражения ударов существующих и перспективных средств воздушно-космического нападения перспективная система ПРО должна будет иметь многоэшелонный перехват с использованием различных противоракетных средств.

Одним из способов решения задачи эшелонированного перехвата является использование элементов перспективной зенитной ракетной системы С-500 в составе усовершенствованной системы ПРО. Данный подход открывает большие возможности для реализации эффективной борьбы как с традиционными, так и с целым рядом перспективных целей в воздушно-космической сфере.

Достигнутая степень внедрения космических систем в военную деятельность ряда иностранных государств и перспективы развития космических технологий требуют выработки адекватных механизмов парирования потенциальных угроз и опасностей в военно-космической сфере. В этих условиях системы противокосмической обороны и контроля космического пространства становятся одним из ключевых компонентов ракетно-космической обороны страны.

Важнейшим условием реализации противокосмической обороны является наличие достоверной и точной информации о космической обстановке. Поэтому ключевая роль в организации противокосмической обороны отводится системе контроля космического пространства. При этом принципиальное значение имеют:

выявление космических объектов, представляющих угрозу для Российской Федерации, и обеспечение полноты их контроля;

расширение возможностей по обнаружению и сопровождению малоразмерных космических объектов;

повышение точностных характеристик каталога космических объектов;

расширение возможностей СККП по получению разнородной информации о сопровождаемых космических объектах;

повышение оперативности и достоверности выявления изменений состояния и распознавания космических аппаратов;

качественное расширение признакового пространства, описывающего состояние, режимы функционирования и информационные возможности отдельных космических аппаратов, их группировок и космических систем в целом в интересах осуществления контроля и оценки космической обстановки.

В перспективе СККП должна обеспечивать получение информации о космической обстановке, ее анализ и оценку в масштабе времени, близком к реальному. Достоверность и полнота сведений о текущей космической обстановке призваны способствовать выработке адекватных решений и дать возможность эффективно планировать комплекс мер и действий в сфере военно-космической безопасности.


РЛС СПРН г. Армавир
Пресс-служба Космических войск

Результатом совершенствования отечественной СККП за счет наращивания группировки информационных средств и совершенствования алгоритмов обработки разнотипной информации о космической обстановке является повышение оперативности и объективности оценок процессов и результатов космической деятельности иностранных государств. Тем самым будут созданы условия для снижения риска неконтролируемой милитаризации космического пространства и гонки космических вооружений.

Сложность прогноза конкретных условий боевого применения противоспутниковых средств предопределяет необходимость оперативной адаптации системы ПКО к складывающейся оперативно-стратегической и фоно-целевой обстановке. Это должно достигаться за счет реализации в системе управления ПКО ряда принципиально новых функций:

определения наиболее значимых отдельных космических аппаратов противника, нейтрализация которых существенно снижает вклад космических систем в эффективность его боевых действий;

оперативного создания локальных зон высококачественного информационного обеспечения применения средств ПКО там и тогда, когда ограниченное по времени и масштабу применение противоспутникового оружия будет иметь максимальный эффект парирования угроз в космосе и из космоса;

адаптации боевых возможностей собственно самого противоспутникового оружия к условиям боевого применения за счет мобильности формирования требуемой зоны поражения, повышения информационной автономности в сложных фоноцелевых условиях, расширения спектра доступных способов воздействия на космические аппараты противника (от предупредительной постановки помех их целевому функционированию до гарантированного вывода из строя);

автоматического управления информационными и огневыми средствами систем ККП и ПКО по единому алгоритму;

автоматизированной поддержки принятия решений на применение противоспутникового оружия и ведение боевых действий в космосе.

Внедрение в состав системы боевого управления ПКО комплекса ситуационных математических моделей, информационную основу которых составляет главный каталог космических объектов отечественной системы контроля космического пространства, позволит принимать взвешенные и обоснованные решения на основе детального анализа всех возможных вариантов развития космической обстановки.

Отдельно следует подчеркнуть, что проводимый комплекс НИОКР по созданию перспективной системы ПКО не должен рассматриваться как новый шаг в гонке космических вооружений. Речь идет о воссоздании на качественно новом уровне военно-технической системы, способной эффективно парировать опасности и вызовы, возникающие в космосе и из космоса, путем создания дозированной угрозы уничтожения тех космических аппаратов, применение которых в военных целях является определяющим для подготовки и развязывания агрессии против РФ.

Проведенный анализ требований к системам РКО для решения перспективных задач по нейтрализации традиционных и вновь возникающих военных угроз РФ в воздушно-космической сфере показывает, что эффективность функционирования ракетно-космической обороны является одним из важных условий обеспечения международной стабильности в мире.

Предприятием, решающим задачи создания и системной увязки вооружения ракетно-космической обороны, является открытое акционерное общество «Межгосударственная акционерная корпорация «Вымпел». Ныне МАК «Вымпел» входит в состав Головного системного конструкторского бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей» имени академика А. А. Расплетина. Потенциал «Вымпела» позволяет на протяжении сорока лет успешно решать возложенные на него важнейшие задачи повышения обороноспособности страны, чему подтверждением является эффективное и безотказное функционирование стоящих на вооружении систем ракетно-космической обороны.

Владимир Васильевич ВАСИЛЕНКО
доктор технических наук, профессор

Опубликовано 18 июня в выпуске № 3 от 2010 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?