Оружие

«Форт» универсальный

Зенитный ракетный комплекс С-300Ф ("Форт") отмечает свое 20-летие. Он принят на вооружение Военно-морского флота СССР в 1984 г. ЗРК был разработан НПО "Альтаир" (главный конструктор В.А. Букатов). "Форт" создавался на базе зенитной ракетной системы Войск ПВО страны С-300П (НПО "Алмаз", генеральный конструктор Б.В. Бункин), вставшей в боевой строй в 1980 г.

СОЗДАНИЕ зенитных ракетных систем, предназначенных для замены ЗРК С-75, началось в середине 1960-х гг. практически одновременно с развертыванием работ над ЗРС SAM-D (теперь хорошо известный "Пэтриот") в США. Командование Войск ПВО страны и руководство КБ-1 Министерства радиопромышленности СССР (ныне НПО "Алмаз" им. академика А.А.Расплетина) предложили разработать унифицированную для видов Вооруженных Сил (Войск ПВО, Сухопутных войск и ВМФ) противосамолетную зенитную ракетную систему с дальней границей зоны поражения воздушных целей порядка 100 км. В дальнейшем с учетом результатов всесторонних обсуждений с представителями заказчиков от трех видов Вооруженных Сил, их предложений по С-300 (с учетом индивидуальных особенностей каждого вида ВС) принимается решение создать универсальную (противосамолетную и противоракетную) зенитную ракетную систему.

Постановлением руководства страны от 27 мая 1969 г. была сформулирована задача дать трем видам ВС СССР максимально унифицированную по единым тактико-техническим требованиям ЗРС С-300. КБ-1 Минрадиопрома (в дальнейшем вошедшее в НПО "Алмаз" им. академика А.А. Расплетина) занималось системой С-300П для Войск противовоздушной обороны страны, ВНИИ РЭ Минсудпрома (в дальнейшем - НИИ "Альтаир") - комплексом С-300Ф для Военно-морского флота, а НИЭМИ МРП (бывший НИИ-20) - системой С-300В для войск ПВО Сухопутных войск. Однако глубокой межвидовой унификации ЗРС, создание которых велось в различных коллективах для обеспечения весьма противоречивых требований, в то время достичь так и не удалось. Например, в С-300П и С-300В было унифицировано лишь 50% функциональных устройств РЛС обнаружения, в ЗРС Войск ПВО страны и ВМФ использовалась единая ЗУР КБ "Факел".

Зенитный ракетный комплекс "Форт" предназначался для вооружения атомных крейсеров проекта 1144 и ракетных крейсеров проекта 1164. Перед запуском этого ЗРК в серию он прошел проверку на большом противолодочном корабле "Азов", который был оснащен опытным ЗРК С-З00Ф, размещенным на месте снятого кормового ЗРК "Шторм". В состав опытного образца зенитного ракетного комплекса входила одна револьверная ПУ на 48 ЗУР и СУ "Форт". Интересно отметить, что на "Азове" (проект 1134БФ) таким образом оказались ЗРК треx типов: С-З00Ф, М-11 и "Оса-М". Государственные испытания С-300Ф завершались в 1983 г. уже на атомном крейсере "Киров", только что вошедшем в боевой состав флота. Официальное же принятие "Форта" (С-300Ф) на вооружение ВМФ состоялось в 1984 г. За рубежом этот зенитный ракетный комплекс получил наименование SA-N-6 (по терминологии США) и Grumble (по терминологии НАТО).

ЗРК С-300Ф предназначен для решения следующих задач:

- отражение атак групповых, в том числе сверхзвуковых воздушных целей в большом диапазоне высот, включая малые - 20-30 м;

- перехват крылатых противокорабельных ракет (в т.ч. "Tomahawk" и "Harpoon") и управляемых авиационных бомб;

- защита ордера кораблей от средств воздушного нападения, в том числе маневрирующих и летящих на предельно малых высотах над водной поверхностью;

- поражение самолетов радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы или удаление рубежа применения их разведывательно-помеховых систем от обороняемого соединения;

- борьба с самолетами-носителями противокорабельных ракет (ПКР);

- поражение надводных целей класса "катер-фрегат".

В состав зенитного ракетного комплекса "Форт" входят:

- ЗУР 5В55РМ;

- система управления (СУ), включающая многофункциональную РЛС подсвета и наведения с фазированной антенной решеткой;

- установка вертикального пуска (УВП) ЗУР револьверного типа (на 6, 7 и 8 ракет).

Стандартной комплектацией ЗРК является одна СУ и 6-8 УВП.

Основные ТТХ ЗРК "Форт" и его зарубежного аналога приведены в таблице.

Кроме увеличения дальности стрельбы и снижения минимальной высоты поражения воздушных целей, в середине 1970-х гг. на первое место по важности вышла задача резкого повышения огневой производительности ЗРК. Это было вызвано увеличением плотности налета средств воздушного нападения, особенно при использовании различных ПКР. Увеличение огневой производительности могло быть достигнуто за счет внедрения многоканальной по целям системы управления и скорострельных пусковых установок нового типа.

Транспортно -пусковые контейнеры  с ракетами корабельного ''Форта''"Форт" является первым отечественным корабельным многоканальным ЗРК, обеспечивающим одновременный обстрел до шести воздушных целей. Комплекс обладает хорошей помехозащищенностью и может работать в условиях воздействия активных шумовых помех. Многоканальность комплекса реализуется путем использования в системе управления многофункциональной РЛС с антенным устройством на фазированной решетке (ФАР) и быстродействующей электронной системой управления лучом, обеспечивающих быстрое переключение луча антенны при последовательно-циклическом обращении к целям и ракетам. Благодаря этому происходит одновременное сопровождение и обстрел 6 целей и наведение на каждую из них до двух ракет. РЛС с ФАР позволяет кроме наведения ЗУР осуществлять поиск воздушных целей (в пространственном секторе 90 х 90 градусов), а также использовать ЗУР для поражения надводных целей.

В системе управления принят комбинированный метод наведения ракет (телеуправление второго рода) - оно осуществляется по командам, для выработки которых используется информация о целях и ЗУР, получаемая от многофункционального радиолокатора, а на конечном участке - от бортовой РЛС ракеты (по принципу "сопровождение цели через ракету").

В "Форте" реализован вертикальный старт ЗУР из транспортно-пусковых контейнеров, размещенных в установках вертикального типа. В комплексе используются одноступенчатые ракеты 5В55РМ (модификация ЗУР 5В55Р, отличающаяся связанными с контейнером устройствами) с твердотопливным двигателем и мощной боевой частью для поражения как воздушных, так и надводных целей.

Старт ЗУР подпалубный, производится с помощью катапультирующего устройства из герметичного транспортно-пускового контейнера (ТПК). Для работы катапультирующего устройства используется горячий газ от газогенератора, расположенного в контейнере. Маршевый двигатель запускается после выхода ракеты из контейнера на высоте 20-25 м от палубы. Газовые рули по командам автопилота разворачивают ЗУР на заданный курс, определяемый программой, вводимой в ракету при предстартовой подготовке. Для пуска ЗУР были использованы подпалубные пусковые установки барабанного типа. В состав ПУ Б-203 входит шесть барабанов, а в состав установки Б-204 - восемь барабанов. В каждом из них восемь ракет в ТПК устанавливаются вертикально на направляющих. Один из барабанов занимает положение на линии старта под пусковым люком. После схода ракеты барабан автоматически поворачивается, выводя на линию старта очередную ЗУР. Такое построение пусковой установки обеспечивает темп схода ракет с интервалом в 3 секунды. Атомные крейсера проекта 1144 имеют пусковые установки Б-203А (всего 12 барабанов и 96 ракет), а крейсера проекта 1164 - ПУ Б-204 (8 барабанов и 64 ЗУР).

Испытания и последующая эксплуатация выявили ряд недостатков "Форта". Так, в ЗРК использована УВП револьверного типа с целью обеспечения прочности конструкции палубы и увеличения живучести корабля. При этом для пуска ЗУР барабаны, поворачиваясь, подают ТПК к стартовому столу по очереди. Таким образом, количество отверстий в палубе (пусковых люков) равно количеству барабанов, а не количеству ЗУР. В зависимости от проекта корабля разработаны барабаны на 6, 7 и 8 ЗУР. Следует отметить, что в принципе существуют устройства вертикального пуска ЗУР сотового типа, в которых каждый ТПК с ЗУР имеет свою шахту для хранения и старта. При этом количество пусковых люков на палубе равно количеству ЗУР. Кстати, наземные комплексы С-300 в принципе используют именно подобную схему: стреляют непосредственно из контейнеров, которые имеют лишь механизмы перевода из походного (горизонтального положения) в боевое - вертикальное (они так и называются - транспортно-пусковые). Этого на кораблях делать и не нужно. И хотя на комплексе С-З00Ф был достигнут трехсекундный интервал между пусками 3УР без необходимости поворота барабана под пусковой люк (или стрельбовое "окно"), данный временной промежуток был бы еще меньшим, а сама сотовая УВП - проще и надежнее и, естественно (даже с учетом бронирования всех крышек сотовой УВП), значительно легче и занимала бы существенно меньший объем. Следует отметить, что зарубежное развитие УВП пошло по линии создания сотовых установок (ЗРК Мк 41 ВМС США и др.). К числу других недостатков можно отнести размещение ФАР во вращающемся антенном посту. При этом вращающаяся часть антенного поста системы управления ЗРК "Форт" включала не только антенну, но и высокочастотные блоки, что привело к существенному возрастанию вращающейся массы, а, следовательно, и увеличению мощности необходимых силовых приводов.

Указанные выше решения в конечном итоге привели к значительным массам и габаритам этого корабельного ЗРК, и размещение "Форта" стало возможным лишь на кораблях со стандартным водоизмещением более 6 500 т.



Вадим ВОРОНИН,
научный сотрудник, капитан-лейтенант

Опубликовано 1 января в выпуске № 1 от 2004 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?