Оружие

Досадные нестыковки

Они, к сожалению, имеют место в новых нормативных документах о воздушной операции

На современном этапе развития теории и практики военного искусства одной из наиболее эффективных и перспективных форм применения объединений, соединений и частей видов и родов войск вооруженных сил в ходе военных действий признана воздушная операция. Она проводится, как правило, в наиболее напряженные периоды борьбы за стратегическую инициативу и господство в воздухе, когда возникает надобность в короткие сроки достичь решительных целей.

ВОЗДУШНАЯ операция позволяет сосредоточить усилия на выполнении главных задач по единому замыслу и плану, обеспечивает высокую напряженность и активность действий, прежде всего объединений ВВС, и централизацию управления ими. Результаты воздушных операций решающим образом влияют на ход и исход вооруженного конфликта (войны) в целом. Опыт двух последних десятилетий со всей очевидностью подтверждает данный факт. Поэтому необходимо тщательно проанализировать положения о воздушной операции, изложенные в соответствующих нормативных документах, которые недавно увидели свет. Все ли в них, как говорится, "ладно и складно"?

НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ТРАКТОВОК

Без многочисленной и оснащенной высокоэффективными обычными средствами поражения стратегической (дальней) авиации проведение воздушных операций и кампаний не представляется возможным. US Air ForceПрежде всего, рассмотрим общие положения о воздушной операции. Уже здесь мы сталкиваемся с массой противоречий, неточностей и некорректностей. Под воздушной операцией действующие нормативные документы понимают "совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени боевых действий объединений, соединений и частей объединенной группировки авиации и войск ПВО на стратегическом направлении, соединений и частей ракетных войск и артиллерии оперативно-стратегического объединения, соединений и частей флота, частей специальных войск, проводимых по единому замыслу и плану для решения оперативно-стратегических или оперативных задач.

Воздушная операция может являться как составной частью операции оперативно-стратегического обьединения, так и составной частью стратегической воздушно-космической операции".

А теперь сравним это определение с трактовками составных частей воздушной операции и участвующих в ней сил и средств.

Согласно существующим нормативным документам, "к участию в воздушной операции привлекаются объединение ВВС, объединение дальней авиации в пределах назначенного летного ресурса, войска ПВО оперативно-стратегического объединения, ракетные войска и артиллерия, силы (войска) флота, а также части специальных войск оперативно-стратегического объединения (флота). Кроме того, решением вышестоящих органов военного управления к воздушной операции на определенный период могут привлекаться отдельные соединения ВВС за счет маневра авиации и частей ПВО с других континентальных ТВД, а также авиация и войска ПВО союзных государств. Составными частями воздушной операции могут быть: боевые действия объединения ВВС, боевые действия соединений и частей ракетных войск и артиллерии, войск ПВО оперативно-стратегического объединения; боевые действия сил (войск) флота; боевые действия специальных войск оперативно-стратегического объединения".

Итак, в определении воздушной операции названа объединенная группировка авиации и ПВО, в участвующих в ней силах - объединение ВВС и войска ПВО оперативно-стратегического объединения, в ее составных частях - боевые действия объединения ВВС, войск ПВО оперативно-стратегического объединения.

На самом деле этими же нормативными документами вводится единое понятие - объединенная группировка авиации и войск (сил) ПВО на стратегическом направлении. Она включает в себя и объединение ВВС, и войска ПВО оперативно-стратегического объединения, и силы и средства ВВС и ПВО флота, дислоцирующиеся в границах военного округа, а также войска (силы) других военных округов (оперативно-стратегических объединений), приданные решением вышестоящих органов военного управления. Следовательно, во всех документах, касающихся воздушных операций, должно проходить только одно понятие - объединенная группировка авиации и войск (сил) ПВО на стратегическом направлении.

НАПРАСНО УПОМЯНУТАЯ И НАПРАСНО ЗАБЫТАЯ

Далее и в определении воздушной операции, и в перечислении участвующих в ней сил, и в ее составных частях называются ракетные войска и артиллерия оперативно-стратегического объединения. О ракетных войсках поговорим позднее. Сначала же рассмотрим роль артиллерии. По своим возможностям (в первую очередь досягаемости) она сможет принимать участие в воздушных операциях только в условиях непосредственного соприкосновения сухопутных группировок. Всегда ли в настоящее время и в ближайшей перспективе возникнут такие условия? Обратимся к опыту локальных войн и вооруженных конфликтов современности.

В небе Ирака. Истребитель F-15E Strike Eagle получает топливо от самолета заправщика КС-10 Extender (908-я экспедиционная воздушная заправочная эскадрилья). US Air ForceК примеру, в ходе операции "Буря в пустыне" (1991 г.), пока многонациональные силы проводили воздушную кампанию, в зоне досягаемости артиллерии Ирака не оказалось практически ни одной единицы техники, ни одного солдата противника. В период операции "Шок и трепет" (2003 г.) попытки иракского командования нанести поражение наступающим войскам агрессоров массированным огнем артиллерии, сконцентрированной на ограниченной территории, только помогали неприятелю обнаруживать эти группировки и уничтожать их. Если потери американо-британских и иракских войск по бронетехнике в первые дни войны были соизмеримы, то аналогичные показатели по артиллерии следующие: 3 орудия - у американцев, 155 - у иракцев.

Между прочим даже в годы Великой Отечественной войны во время проведения нашими войсками фронтовых наступательных операций артиллерия неоднократно била по пустым окопам и брошенным позициям. Потому что противник успевал вскрыть подготовку к наступлению, в том числе обнаружив сосредоточение артиллерии, и вражеское командование до начала артподготовки успевало отвести свои части в глубь обороны, за пределы досягаемости основной массы орудий, оставив на переднем крае только боевое охранение.

С тех пор возможности разведки многократно возросли и вероятный противник вряд ли поглупел. Следовательно, участие артиллерии оперативно-стратегического объединения в воздушной операции весьма проблематично (хотя полностью исключать это, конечно, нельзя, скажем, для подавления войсковых средств ПВО противника или передовых радиолокационных постов). И акцентировать внимание на данном средстве поражения в ущерб другим, более эффективным, - нецелесообразно.

Тут мы считаем необходимым затронуть вопрос об участии в воздушной операции в пределах назначенного летного ресурса 37-й ВА ВГК (Дальняя авиация). В рассматриваемых трех положениях она упоминается лишь однажды. Хотя по своим возможностям, в первую очередь по глубине досягаемости, ДА - практически единственное средство в полосе оперативно-стратегического объединения, способное нанести удар по целям на дальности более 500 км. В частности, стратегические бомбардировщики способны уничтожать крылатыми ракетами с обычной боевой частью элементы инфраструктуры авиационно-ракетной группировки противника и другие важные объекты на глубине до 1000 км и более от переднего края, не входя в зону поражения средств ПВО противника.

Почему взяты цифры 500 км и 1000 км? И почему это так важно? Объединение ВВС, имея на вооружении самолеты фронтового назначения Су-24М и Су-25, может атаковать цели на расстоянии до 500 км. Данную цифру мы получим, исходя из тактического радиуса бомбардировщиков Су-24М с двумя подвесными топливными баками, - 630 км, и с учетом удаления своих аэродромов от переднего края (у штурмовиков Су-25 этот показатель еще меньше). Между тем боевые машины тактической авиации, например стран НАТО, способны поражать объекты на удалении порядка 1000 км. Более того, ВВС государств-членов Североатлантического альянса располагают солидным парком самолетов-заправщиков, а летчики тактической и палубной авиации обладают значительным опытом по дозаправке в воздухе. Например, при нанесении ударов по Афганистану американские истребители-бомбардировщики совершали до восьми дозаправок за один боевой вылет. По большому счету, тактическая авиация стран НАТО может базироваться в 500 (и более) км от переднего края, то есть за пределами досягаемости самолетов объединения ВВС и совершать налеты на всю глубину оперативного построения оперативно-стратегического объединения.

Все вышесказанное свидетельствует об острой необходимости участия в воздушных операциях ДА в пределах назначенного ресурса, особенно тогда, когда решается задача нанести поражение авиационной группировке противника. И это участие должно быть прописано уже в определении воздушной операции.

"РАКЕТНЫЕ" И "ФЛОТСКИЕ" ПРОБЛЕМЫ

Соединения ТР (ОТР), входящие в состав оперативно-стратегического объединения, до недавнего времени имели ограниченные возможности для участия в воздушных операциях. Ракетный комплекс "Точка-У" с учетом удаления стартовых позиций от переднего края мог "доставать" объекты противника на глубине до 100 км. Причем в практике оперативной подготовки на участие в воздушной операции выделялось весьма ограниченное количество ракет и к поражению в ходе нанесения массированного огневого удара, в основном, назначались ЗРК типа "Усовершенствованный Хок", расположенные в полосе пролета ударной авиации. С чем авторы категорически не согласны.

Значительный парк самолетов-заправщиков существенно увеличивает боевые возможности ВВС США. На снимке - КС-135 во время операции ''Щит пустыни'', 1990 г. US Air ForceВо-первых, подчеркнем еще раз, опыт локальных войн и военных конфликтов неоднократно доказывал, что воздушные операции решающим образом влияют не только на успех последующих действий сухопутных группировок противоборствующих сторон, но и на исход военной кампании в целом. Поэтому к проведению воздушных операций должны быть привлечены основные силы и, в том числе, использована большая часть имеющихся в оперативно-стратегическом объединении тактических ракет. Во-вторых, поразить тактическими ракетами "Точка-У" современные маневренные зенитные ракетные комплексы, меняющие стартовые позиции после каждого пуска ЗУР, после каждого включения высокого напряжения на излучение, после каждого пролета самолета-разведчика противника, практически невозможно.

Возможности РК "Точка-У" по досягаемости не позволяют ему поражать и самолеты на стоянках и выводить из строя взлетно-посадочные полосы и магистральные рулежные дорожки аэродромов базирования тактической авиации. А вот уничтожать кассетными боеприпасами вертолеты армейской авиации корпусов первого эшелона противника на открытых стоянках площадок базирования, которые, как правило, находятся на удалении 30-80 км от переднего края, комплекс может с большой эффективностью.

С принятием на вооружение и началом поступления в войска ракетного комплекса "Искандер" (дальность стрельбы - до 270 км) возможности соединений ТР (ОТР) оперативно-стратегического объединения по нанесению в ходе воздушных операций ударов по элементам инфраструктуры авиационной группировки противника значительно повысятся. Возникает вопрос: "Какие цели наиболее рационально назначать к поражению этим РК?" На наш взгляд, в первую очередь это должны быть взлетно-посадочные полосы аэродромов истребительной авиации (естественно, в пределах досягаемости комплекса), чтобы в период нанесения МОУ блокировать самолеты противника в местах базирования на время пролета своих машин к объектам поражения и обратно.

Вопрос участия сил флота в воздушных операциях даже не вызывает сомнений. В ходе агрессии против Югославии (1999 г.) 91% всех примененных крылатых ракет пришелся на КРМБ. 84% обрушившихся на Ирак в 2003 г. КР были ракетами морского базирования. В кампаниях и на Балканах, и на Среднем Востоке самолеты палубной авиации составляли треть авиационной группировки. Бороться с такой угрозой гораздо эффективнее путем уничтожения носителей самолетов палубной авиации и носителей крылатых ракет морского базирования. И главная роль здесь принадлежит, конечно же, ВМФ. В документах прописано его участие в воздушной операции. Однако, видя недостатки в сформулированных на сей счет положениях, комментарии по этому поводу авторы предпочитают предоставить все-таки флотским специалистам.

НАДО ЕЩЕ ПОРАБОТАТЬ...

Согласно нормативным документам воздушная операция - это, в том числе, и "...боевые действия ... частей специальных войск". Явная нелепица. Специальные войска не ведут боевых действий. Может быть, авторы просто оговорились? Однако читаем дальше: "Составными частями воздушной операции могут быть: ... боевые действия специальных войск оперативно-стратегического объединения". Нет, оказывается имеет место сознательное заблуждение. И почему все-таки действия только частей специальных войск? А где действия соединений специальных войск? Трудно представить себе воздушную операцию без участия отдельной бригады специального назначения, отдель ной радиотехнической бригады особого назначения оперативно-стратегического объединения, соединений технического и тылового обеспечения. Создается впечатление, что авторы документов или не знают комплектов специальных войск оперативно-стратегического объединения, или не знакомы с порядком их применения.

Идем дальше.

"При ведении стратегической воздушно-космической операции и операции оперативно-стратегического объединения последовательно могут проводиться несколько воздушных операций. Между воздушными операциями объединенная группировка авиации и войск ПВО ведет боевые действия".

Из вышесказанного вытекает большая проблема для теории оперативного искусства. Если в ВС США и HATО принято совокупность нескольких воздушных наступательных (оборонительных} операций и систематические боевые действия между ними считать единым целым - воздушной кампанией, наша военная наука в этом вопросе пока не определилась.

Однако есть ли необходимость в последовательном проведении нескольких воздушных операций и объединении их в соответствующую форму? Чтобы ответить на данный вопрос, сформулируем основные цели воздушных операций. Они могут быть следующими:
- ослабление (отражение или срыв) воздушного нападения противника в форме воздушной наступательной операции;
- завоевание господства в воздухе;
- ослабление (подавление) оперативно-стратегических и оперативных резервов противника;
- дезорганизация (нарушение или срыв) перевозок противника;
- снижение (нарушение или подрыв) военно-экономического потенциала противника;
- дезорганизация (затруднение или нарушение) государственного и военного управления противника.

Воздушные операции, проводимые для того чтобы добиться первой сформулированной выше цели, носят оборонительный характер, а прочих пяти - наступательный. Не исключается также осуществление воздушных операций с интегрированными или другими целями, например: удержание господства в воздухе; снижение превосходства противника в воздухе; ослабление (подавление) его оперативно-стратегических и оперативных резервов, дезорганизация (нарушение) или срыв их выдвижения; изоляция района военных действий (нарушение или срыв перемещения в район военных действий войск и материальных средств).

Решение задач, поставленных в плане той или иной воздушной операции, завоевание господства в воздухе являются не самоцелью, а, прежде всего, - условием для проведения других воздушных операций, в ходе которых должны выполняться уже иные задачи. Таким образом, совершенно очевидно, что перечисленные цели воздушных операций будут достигаться путем последовательного их проведения.

Следовательно, совокупность нескольких последовательных воздушных операций с боевыми действиями в промежутках между ними требует придания ей соответствующей формы (статуса) в наших нормативных документах. При этом военная наука и войсковая практика требуют выразить достижение цели воздушной операции количественно и качественно. Но данный вопрос далеко не простой, и его надо подробно рассматривать в отдельной публикации.

Таким образом, анализ некоторых положений новых нормативных документов, касающихся общих положений воздушных операций, показывает, что они далеки от совершенства и нуждаются в серьезной доработке. Она должна осуществляться в тесном взаимодействии со всеми организациями, занимающимися данной проблематикой, а дискуссия по наиболее острым ее сторонам - проходить на страницах специализированных изданий, в первую очередь - журнала "Воздушно-космическая оборона".

Александр ВОЛКОВ,
заместитель начальника кафедры оперативного искусства ВВС ВА ГШ,
кандидат военных наук, доцент, генерал-майор

Виктор ТКАЧЕВ
старший преподаватель кафедры оперативного искусства ВВС ВА ГШ,
полковник

Опубликовано 1 января в выпуске № 2 от 2005 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?