Оружие

Давняя, но так и не решенная

Вопросы управления группировками нашей авиации были актуальны и 60, и 20 лет тому назад

Окончание. Начало статьи см. в "ВКО" № 4 за 2005 г.

Как показал опыт, создание управлений ВВС войск ТВД, в целом, себя оправдало. Это подтверждает практика оперативной подготовки тех лет, об этом убедительно свидетельствуют многие генералы и офицеры, которые в те годы проходили службу в аппарате командующих ВВС войск ТВД, командовали авиационными объединениями и соединениями или работали в их штабах.

Авиация, являясь высокоманевренным и дальнобойным средством, должна использоваться в полосе того оперативно-стратегического объединения, которое в данный момент решает главную задачу.

Главные аргументы для обоснования пользы от управлений ВВС войск ТВД таковы:

- зачастую огромная удаленность театров от Центра;
- наличие на них большого количества авиационных объединений, отдельных соединений и частей, руководить которыми из Главного штаба Военно-воздушных сил было крайне сложно (на Дальнем Востоке, например, в трех объединениях ВВС было 14 авиадивизий и около 30 отдельных авиаполков);
- необходимость координации действий и согласования усилий объединений ВВС на ТВД с соединениями и частями авиации других видов ВС (Войск ПВО, ВМФ);
- необходимость единого оперативного планирования операций и боевых действий;
- потребность в совершенствовании оперативной подготовки управленческих кадров;
- обострение обстановки вдоль границ СССР и стран Варшавского Договора;
- начало войны в Афганистане и ввод на его территорию нашей 40-й армии.

Вместе с тем, некоторые ветераны-авиаторы утверждают, что в системе управления ВВС войск ТВД 1978-1986 гг. было и немало недостатков. В частности, для этих органов стратегического руководства ВВС не разработали до конца и в полном объеме документы, регламентирующие их деятельность, работу должностных лиц управленческих подразделений. Отдельные офицеры тогда откровенно говорили: "Мы не знаем, что нам делать, чем заниматься".

Но ликвидировать эти огрехи не удалось. В ходе дальнейшего реформирования Вооруженных Сил и сами ставки войск на ТВД, и, естественно, управления ВВС были в конце 1980-х гг. упразднены. Однако не вследствие ненадобности, а совсем по другим причинам: в стране началась "перестройка", в высшем советском руководстве и обществе укоренилось мнение об "отсутствии у СССР противников", последовала смена правящих режимов в государствах-участниках Варшавского договора, на территории которых базировались объединения и соединения некоторых командований ВВС. Определенное влияние оказало и завершение войны в Афганистане.

В тех условиях, когда боевой и численный состав Военно-воздушных сил на различных ТВД соответствовал стоящим перед ним задачам в войне с применением только обычного или ядерного оружия, управления ВВС войск ТВД сыграли свою положительную роль. Ныне, когда боевой состав Военно-воздушных сил позволяет решать задачи только на одном из направлений, прежний подход к региональным командованиям (направлениям) и системам их управления требует корректировки. Теперь необходимо обеспечить создание в кратчайшие сроки группировок ВВС на угрожаемом направлении (в регионе) с целью массированного применения авиации. Это требование может быть реализовано только благодаря централизованному управлению.

ИЗМЕНЕНИЕ РУКОВОДСТВА И СТРУКТУРЫ ВВС НА ОПЕРАТИВНОМ УРОВНЕ (В ОПЕРАТИВНОМ ЗВЕНЕ)

В конце 1970-х гг. руководство Военно-воздушными силами в оперативном звене подверглось, как тогда утверждали, "глубокому организационному эксперименту". Суть его заключалась в дифференциации (специализации) организационных формирований ВВС по предназначению.

По мнению автора статьи, были следующие основные причины этой организационной перестройки:

- стремление иметь в распоряжении главнокомандующего ВВС авиационные объединения для самостоятельного выполнения оперативно-стратегических задач;
- необходимость достижения тесного взаимодействия фронтовой и армейской авиации с войсками фронта при совместном решении боевых задач.

В результате реорганизации Управление дальней авиации и отдельные тяжелые бомбардировочные авиационные корпуса были расформированы; для решения оперативных и оперативно-стратегических задач созданы четыре воздушные армии ВГК, в том числе две - оперативного назначения и две - стратегического назначения. Все они в мирное время подчинялись главному командованию ВВС. На период же ведения боевых действий ВА ВГК (ОН) передавались в оперативное подчинение командующему ВВС войск ТВД. Военно-транспортная авиация, являясь объединением Военно-воздушных сил, осталась в распоряжении главного командования этого вида ВС. Все воздушные армии военных округов (групп войск) были преобразованы в ВВС ВО (ГВ) и более жестко подчинены их командующим (в военных условиях - командующим фронтами).

Теперь бывшие командующие ВА становились заместителями командующих войсками округов - командующими ВВС ВО. Однако данная организационная перестройка управления фронтовой авиацией не сводилась к простому переименованию воздушных армий в военно-воздушные силы военных округов: ужесточалась подчиненность ВВС ВО командующему войсками округа. Кроме того, ВВС ВО были разделены на две части: на фронтовой комплект, который находился под началом командующего военно-воздушными силами округа, и на армейский комплект, которым полновластно распоряжались командующие общевойсковыми и танковыми армиями.

В состав фронтового комплекта ВВС ВО входили дивизии ФБА, ИБА, ША, ИА, отдельные полки РА и ВТА, части и подразделения армейской авиации (несколько обвп, отбвп, эскадрилья РЭБ). Армейский комплект составляли отдельные вертолетные полки общевойсковых армий и вертолетные эскадрильи мотострелковых и танковых дивизий.

К достоинствам данной организационной структуры ВВС можно отнести:

- достижение централизации управления ВА ВГК (СН) и ВТА ВВС;
- обеспечение более тесного взаимодействия сил армейской авиации с объединениями и соединениями Сухопутных войск.

Однако эксперимент конца 1970-х - начала 1980-х гг. не устранил все существующие недостатки в организационной структуре и руководстве ВВС. Более того, некоторые из них усугубились. Это произошло именно вследствие деления авиации военных округов (групп войск) на фронтовой и армейский комплекты. Усиление АА за счет ВВС ВО (части ИА и ША) еще более распылило фронтовую авиацию по общевойсковым и танковым армиям. Таким образом, руководство ВВС на оперативном уровне вновь вернулось в то состояние, в котором оно находилось до весны 1942 г., пока не показало свою полную несостоятельность в ходе первого периода Великой Отечественной войны.

Подобная организационная структура фронтовой авиации и, прежде всего, "закрепощение" ВВС военных округов (групп войск) за командующими войсками ВО (ГВ), затруднили массирование усилий ФА при проведении и стратегических, и фронтовых (оборонительных или наступательных) операций. Обусловливалось это тем, что применение значительной части ФА подразумевалось в интересах Сухопутных войск на поле боя непременно в рамках своего фронта. В то время как эта авиация, являясь высокоманевренным и дальнобойным средством, должна использоваться и в полосе того оперативно-стратегического объединения, которое в данный момент решает главную задачу. Подобная организационная структура ФА затрудняла полную реализацию ее боевых возможностей, затрудняла выполнение оперативных планов.

За 9 лет эксперимента из войск поступило много отрицательных отзывов авиационных военачальников и командиров на существовавшую структуру ВВС ВО. Они указывали на случаи, когда общевойсковые командующие не только не принимали во внимание специфику боевой подготовки объединений, соединений и частей ФА и АА, но даже не прислушивались к предложениям авиаторов по улучшению их использования. Часто авиация применялась не по назначению, нередко ставили ей задачи, к которым не был подготовлен летный состав.

"Перестройка" 1970-1980-х гг., когда части ЗРВ и РТВ были переданы в состав военных округов, истребительная авиация ПВО - в ВВС, а ВА (ФА) преобразованы в ВВС военных округов, привела к следующим результатам:

- реализация боевых возможностей активных средств авиации и ПВО снизилась на 10-15%;
- потери своей авиации от огня ЗРВ по опыту учений составили до 30%;
- был утерян командный состав, способный обеспечить комплексное применение всех сил и одновременно руководить средствами разведки, боевыми действиями ЗРВ, силами авиации и частями РЭБ в реальном масштабе времени;
- уровень оперативной и боевой подготовки органов управления и войск, летного состава потребовалось восстанавливать в течение длительного времени.

Около двух лет (с конца 1982 г. до середины 1984 г.) разбиралась с этим экспериментом специально назначенная комиссия ЦК КПСС. По результатам ее работы Совет обороны СССР пришел к выводу, что "реорганизация" "была неправильной" и отрицательно сказалась на обороноспособности страны. Специальное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 24 января 1986 г. ("О повышении эффективности управления Вооруженными Силами СССР и дальнейшем совершенствовании их организационной структуры") отменило уже введенную было систему управления авиацией.

В 1988 г. ФА вернулась к прежней структуре. Были вновь созданы воздушные армии фронтового назначения. Они подчинялись главнокомандующему ВВС и только в оперативном отношении - командующим войсками военных округов. Это предполагало снятие всех ограничений управленческого характера для полной реализации боевых и маневренных возможностей фронтовой авиации. Ее силы могли быть сосредоточены для решения важнейших задач в любое время в операциях разных видов и масштабов.

Таким образом, после Великой Отечественной войны было произведено несколько глубоких перестроек организационной структуры Военно-воздушных сил. Однако основные принципы построения формирований ВВС, выработанные в прошлом и проверенные практикой боевой и оперативной подготовки, оказались чрезвычайно живучими.

Опыт 1941-1945 гг. (особенно первый период вооруженного противоборства с гитлеровскими агрессорами) и послевоенного строительства и руководства отечественными Военно-воздушными силами свидетельствует:

1. В Великую Отечественную войну подчинение ФА командованию фронтов и общевойсковых армий привело к тому, что 93,4% сил фронтовой бомбардировочной авиации было задействовано на глубину до 50 км и 80% сил штурмовой и истребительной авиации - до 10 км за линией фронта.

Для ударов по объектам, коммуникациям и резервам на глубине свыше 50 км самолеты ФБА, которые имели радиус действий от 400 до 700 км, выполнили лишь 6,6% всех вылетов. Таким образом, они использовались недостаточно эффективно, хотя могли нанести врагу куда более существенный ущерб.

Кроме того, Великая Отечественная война показала, что нарушение принципа централизации управления силами ВВС, выразившееся в подчинении общевойсковым армиям большинства авиационных соединений и частей, крайне затрудняло применение последних для решения важнейших задач на главном направлении действий войск фронта. Особенно усложнилась ситуация после значительных потерь в самолетах.

2. 1978-1986 гг. доказали, что централизация управления силами авиации может быть достигнута созданием командований (главных командований) на ТВД. Однако предпринять подобные меры удалось именно в то время, когда боевой состав группировок ВВС на ТВД позволял решать задачи в войнах различного масштаба.

Ныне ввиду существенного сокращения боевого состава Военно-воздушных сил и отсутствия необходимого количества резервов целесообразно создать условия для гибкого и оперативного наращивания группировок путем межтеатрового маневра авиации. Это в принципе осуществимо за счет еще большей централизации управления объединениями ВВС при их подчинении: непосредственном - главкомату "своего" вида Вооруженных Сил, оперативном - региональным командованиям.

3. Следует решительно избавиться от укоренившейся в сознании некоторых "больших" военачальников точке зрения: дескать, "ВВС способны эффективно выполнять боевые задачи только при непосредственном подчинении их подразделений, частей, соединений и объединений общевойсковым командирам и командующим". Порочность данного стереотипа мышления неоднократно доказана и годами Великой Отечественной войны, и рядом периодов послевоенного строительства ВС СССР.

Аркадий БОРЗОВ
кандидат военных наук, старший научный сотрудник, полковник

Опубликовано 1 января в выпуске № 5 от 2005 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?