Библиотека

НЕ ЛЮБИТЬ МиГ-25 БЫЛО НЕВОЗМОЖНО

Н.И. МОСКВИТЕЛЕВ,

генерал-полковник авиации,
Заслуженный военный летчик СССР

ПАМЯТЬ НЕПОДВЛАСТНА ГОДАМ

Москвителев Николай Иванович (род. в 1926 г.), генерал-полковник авиации в отставке, командующий авиацией Московского округа ПВО. После окончания Ейского Военно-морского авиационного училища им. И.В. Сталина прошел путь от летчика до командующего авиацией ПВО страны. В МО ПВО с октября 1970 г. по 1977 г. сначала в должности заместителя, а затем командующего авиацией округа. Награжден 6 орденами и многими медалями Союза ССР.

В октябре 1970 г. приказом министра обороны я был назначен заместителем командующего авиацией Московского округа ПВО. Этому назначению предшествовала памятная для меня встреча. Во время госэкзаменов и защиты диплома в академии председателем Государственной комиссии был генерал-полковник Василий Васильевич Окунев, который тогда командовал Московским округом ПВО и, как известно, пользовался большим авторитетом у главкома ПВО П.Ф. Батицкого.

В ходе защиты диплома по теме "Отражение ударов с Северного стратегического направления" В.В. Окунев, по-волжски окая, задал мне несколько вопросов. Они касались в основном службы и того, какие мною освоены самолеты, в чем вижу пути снижения аварийности и т. д. Внимательно выслушав ответы, он сказал: "В шестнадцать часов зайдите ко мне в кабинет". Когда в назначенный час я пришел к генералу, он произнес: "Хочу с вами побеседовать еще по нескольким вопросам". После чего стал "пытать", буквально выворачивая все мои знания по ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть) авиационного полка. В ТЭЧ есть лаборатории по всем системам самолета. В период профилактического ремонта и осмотра самолет помещается в ангар, где каждая из лабораторий определяет состояние "своей" системы. Полтора часа командующий задавал мне вопросы: сколько в каждой лаборатории человек, каков порядок осмотра, кто начинает его и заканчивает и. т. д.

В заключение Окунев неожиданно спросил:

– Хотите служить в Московском округе ПВО? Помедлив с ответом, я неуверенно сказал:

– Товарищ генерал-полковник, я вроде бы мало, только два года, служил на Урале.

– Я вам предлагаю должность командующего авиацией округа.

– Товарищ генерал-полковник, спасибо. Но я на такую должность в Московский округ не пойду.

– Почему? – удивился Окунев.

– Потому что я пока не готов. Я знаю, что такое Московский округ. У меня для такой должности опыта еще мало. На Урале у меня шесть полков, а у вас в два раза больше. И потом в вашем округе имеются большие особенности по взаимодействию. К этому я просто не готов.

– А заместителем командующего, временно, с перспективой, пойдете?

– Заместителем пойду.

– Хорошо, – удовлетворенно сказал В.В. Окунев, – я так и знал. Если бы ты по-другому ответил, согласился сразу на командующего, я бы тебя не взял.

Так я оказался в Московском округе ПВО. Следует отметить, что это было крупное объединение, в которое входили 13 авиационных полков и две отдельные авиаэскадрильи. Командующий авиацией округа – генерал-лейтенант Георгий Георгиевич Власенко, прекрасный летчик военной закваски, с крутым характером и природной мужицкой мудростью, дослужился до такой высокой должности, имея за плечами образование – физкультурный техникум и двое курсов усовершенствования авиационных командиров.

Он пользовался большим авторитетом за свою фантастическую любовь к авиации. Однако, как говорится, нутром чувствуя снисходительность к нему за малограмотность, был ревнив и консервативен ко всему новому. В округе, например, по его указанию прекратились полеты на сложный и высший пилотаж. Мотивировалось это тем, что летчикам-перехватчикам нет необходимости ввязываться в свободные воздушные бои на вертикальных маневрах. На самом деле, в этом запрете командующий видел одну из мер для снижения аварийности.

При нашем знакомстве Власенко мне прямо сказал: "Знаю, что Вас прислали, чтобы заменить меня! Но я сдаваться не собираюсь, а на Вас возлагаю всю методическую работу, обеспечение мер по безопасности полетов и полную ответственность за переучивание Правдинского полка на самолеты МиГ–25. Думаю, что зубы ты там поломаешь!".

Меня немало удивила эта тирада, особенно поручение по переучиванию на новых самолетах. Озадачило и то, что успеха мне командующий не пожелал.

Должен отметить, что всепогодный истребитель-перехватчик МиГ–25 обладал феноменальными летными характеристиками. На нем были установлены мировые рекорды скорости и высоты. На форсаже он достигал рабочего потолка в 20–22 километра и скорости, которая почти в три раза превышала скорость звука. Образно выражаясь, этот самолет обгоняет пулю! Именно на МиГ–25, а затем на МиГ–31 летчик ощущает неземное чувство, когда в одиночестве мчится в бескрайнем темно-фиолетовом небе.

МиГ–25 был создан для борьбы с высотными разведчиками и, в частности, SR–71. Это было одно из высших достижений отечественной технической мысли.

Но доводка этого чудо-истребителя шла трудно, были катастрофы. На МиГ–25, например, погиб командующий авиацией ПВО страны А.Л. Кадомцев. У самолета имелись противники, так как производство его было очень дорогим, потому что применялись титан, особые стали, причем не на заклепках, а на сварных швах. Это была совершенно новая тогда технология.

Увидев МиГ–25, я сразу полюбил этот самолет. Мне нравились самолеты, на которых летал, но среди них три самых любимых: Ла–9, МиГ–19 и МиГ–25. Я ценил их за великолепные скоростные и пилотажные качества, за надежность. На каждом из них летал подолгу, до десятка лет. Не любить МиГ–25 было невозможно! Помню, как в первый полет нас с летчиком, полковником Яблоновским, друг за другом выпустили при минимуме погоды.

Видимость – километра полтора, нижняя граница – 100 метров. И что же? Самолет шел резко вверх, свечой. На форсаже