Концепции

«Свой-чужой» за рубежом

Состояние, перспективы развития и применение системы опознавания в иностранных государствах
«ВКО» уже не раз обращался к проблемам боевого применения и перспективам развития отечественной системы государственного опознавания. Ниже будет дана характеристика системы опознавания, применяемая в странах – участницах НАТО, а также пойдет речь о том, как организовано ее применение и какие работы в данной области проводятся в ведущих иностранных государствах.

Постоянное совершенствование системы опознавания военной техники и гражданских транспортных средств различного назначения руководством НАТО рассматривается в числе наиболее важных приоритетов. Ответственность за применение и эксплуатацию системы опознавания возложена на соответствующие командования и штабы ОВС НАТО стратегического и оперативно-стратегического уровней, а также на органы управления соединениями и частями ОВВС и ПВО.

Разработка и совершенствование национальных систем опознавания, а также проведение теоретических исследований в этой области организуются Военным комитетом НАТО. Данная деятельность осуществляется под руководством Конференции глав национальных ведомств стран – участниц НАТО по вооружению с привлечением комитетов НАТО по противовоздушной обороне, управлению воздушным движением, стандартизации и безопасности.

Непосредственное выполнение НИОКР в этой сфере возложено на соответствующие подразделения национальных научно-исследовательских и производственных организаций при общей координирующей роли Агентства НАТО по научным исследованиям и технологиям.

В вооруженных силах стран – участниц НАТО для определения государственной принадлежности летательных аппаратов используется система радиолокационного опознавания Мк12 (MARK-XII), представляющая собой единый радиотехнический комплекс, включающий самолетные (корабельные) радиолокационные запросчики и ответчики, а также наземные радиолокационные запросчики. Все они образуют двусторонние линии связи: «земля-самолет», «земля-корабль», «самолет-самолет», «самолет-корабль», «корабль-самолет», «корабль-корабль».

Система Мк12 может функционировать в шести режимах. Режимы «1», «2» и «4» используются только в военных целях, а режимы «3/А», «С» и «S» – в интересах гражданской авиации. Режимы работы аппаратуры системы Мк12 отличаются криптостойкостью и количеством передаваемой в импульсе информации. Так, в режиме «1» в ответе на запрос применяется 64 кодовые комбинации. При этом передается только информация о выполняемой запрашиваемым объектом задаче. Для получения бортового номера запросный сигнал передается в режиме «2», в котором может формироваться уже более 4000 кодовых комбинаций.

Для определения государственной принадлежности объекта в системе управления международным воздушным движением на всех летательных аппаратах предусмотрены режимы «3/А, С», а в модифицированных образцах системы Мк12 – дополнительно режим «S». В этих режимах через каждые 30 секунд передаются данные о высоте полета летательного аппарата. Код, вводимый членами экипажа, известен всем диспетчерским службам, сопровождающим самолет во время полета. Принципиальным отличием режима «S» от других режимов опознавания является возможность передачи запросных сигналов только конкретному летательному аппарату. Это обеспечивает возможность выбора воздушного объекта, который будет отвечать на запрос наземных диспетчеров.

Важным усовершенствованием, реализованным в системе Мк12, является введение в ее работу запросного сигнала режима «4», в котором используется специальное дополнительное кодирование сигналов с целью исключения возможности их имитации. Это позволяет с наибольшей степенью вероятности определять принадлежность опознаваемого объекта к своим вооруженным силам или делать вывод о том, что это объект противника, имитирующий ответные сигналы. Также следует отметить, что в случае захвата противником аппаратуры системы Мк12 (в которой применяется режим «4»), ее использование невозможно до тех пор, пока не станут известны коды. Кроме того, в ее составе имеется механизм самоуничтожения (методом подрыва).

Аппаратура системы Мк12 поставляется в основном в вооруженные силы США и стран – участниц НАТО. Другим государствам, желающим закупить аппаратуру опознавания и при этом обеспечить криптографическое кодирование запросных и ответных сигналов, дополнительно необходимо приобретать коммерческие шифраторы американской фирмы «Рейтеон», которая поставляет потребителям специальные алгоритмы, позволяющие исключить возможность имитации работы аппаратуры системы Мк12.

В 1979 году руководства стран НАТО подписали соглашение, которое предусматривало разработку единой системы опознавания Мк15, получившей наименование NIS (NATO Identification System). Предполагалось, что система Мк15 должна иметь более высокую криптографическую защищенность и помехоустойчивость, обеспечивать высокий уровень достоверности обработки запросных и ответных сигналов. В ходе ее создания планировалось использовать новейшие достижения в области вычислительной техники, радиоэлектроники, криптографии и применять технологии, повышающие качество обработки сигналов.

Однако работы по данной программе продвигались медленными темпами, так как в ходе их выполнения возникали разногласия в выборе рабочих частот. Только в середине 80-х годов страны НАТО подписали документ, в котором был определен технический стандарт новой системы опознавания. В 1987-м были проведены летные испытания опытного образца аппаратуры системы Мк15 (на истребителе F-18). Тогда же планировалось начать полномасштабную разработку новой системы, а в 1991-м заключить контракт на серийное производство аппаратуры этой системы. Также предполагалось выполнить ряд доработок аппаратуры системы Мк12, что позволяло повысить ее эффективность и продолжить боевое применение до ввода в эксплуатацию системы опознавания Мк15.

Однако в 1991 году из-за изменения военно-политической обстановки в мире, а также высокой стоимости работ по замене большого количества станций Мк12 было принято решение о прекращении проекта Мк15 и продолжении совершенствования системы Мк12.

В настоящее время работы, проведенные по программе NIS, являются основой для создания новой системы радиолокационного опознавания, которая может быть использована в случае принятия руководством НАТО решения о переходе на систему Мк15.



Фото: US AIR FORCE

Кроме того, рассматривается вариант дальнейшей модернизации системы опознавания Мк12 путем введения нового режима «5». Его главной особенностью является низкая вероятность вскрытия излучения. Реализация данного режима предусматривается на самолетах, созданных по технологии «Стелс».

Что касается повышения эффективности применения оружия и снижения потерь личного состава и боевой техники сухопутных войск от огня своих средств поражения, то в США активно ведутся работы по созданию простых и надежных систем опознавания. Эти системы предназначены для решения задач опознавания своих войск, находящихся в районе цели в ходе непосредственной авиационной поддержки, исключая их попадание в зону огня.

Предполагается создание системы, использующей для передачи данных штатные средства УКВ-радиосвязи, сопряженные посредством портативных компьютеров с лазерными дальномерами и приемниками космической радионавигационной системы (КРНС) «Навстар». Комплект запросно-ответной аппаратуры исполняется в двух вариантах: один предназначен для ударных вертолетов армейской авиации, а второй – в составе комплекта средств передовых авианаводчиков и артиллерийских наблюдателей. Комплекты ответчика размещаются на боевой технике.

Оба комплекта аппаратуры включают в свой состав штатный УКВ-приемопередатчик со встроенным модулем приемника КРНС «Навстар». В комплект запросно-ответной аппаратуры входят лазерный дальномер и портативный компьютер. В радиостанцию и компьютер устанавливается пакет специального программного обеспечения, обеспечивающий запросно-ответный режим работы для решения задачи опознавания.

Оператор-наводчик ударного вертолета или передовой авианаводчик с помощью лазерного дальномера определяет дальность до цели, а компьютер рассчитывает ее координаты. В компьютер также вводятся размеры зоны поражения применяемой системы оружия. На основе этих данных формируется цифровое кодированное сообщение (запрос), содержащее данные о координатах точки прицеливания и радиусе зоны поражения, которое в циркулярном режиме передается корреспондентам сети.

Корреспонденты, приняв сообщение, отслеживают свое местоположение, которое определяется по данным КРНС «Навстар», относительно указанной зоны поражения. Если они находятся в пределах или вблизи обозначенной зоны, то автоматически формируется и передается ответное сообщение, свидетельствующее о принадлежности объекта к своим войскам и содержащее координаты его местоположения и индивидуальный опознавательный код.

При этом оператор получает предупреждающий сигнал о наличии своей боевой техники в зоне поражения, а на экране компьютера, подключенного к радиостанции, специальными символами отображаются свои объекты. Если объект не отвечает на запрос, то он идентифицируется как возможная цель. Процесс опознавания длится не более двух секунд, при этом может быть запрошена информация о конкретной цели или всех своих силах и средствах, находящихся в пределах заданного района радиусом до 5 тыс. м. Дальность действия системы – до 35 км, а вероятность правильного опознавания составляет не менее 0,95.

По мнению иностранных военных специалистов, создание и принятие на вооружение сухопутных войск системы опознавания на базе штатных УКВ-радиосредств позволят существенно снизить уровень потерь от огня своих средств поражения, а также повысить эффективность боевого применения сухопутных войск.

Кроме того, с целью повышения эффективности применения вооружения, снижения потерь личного состава и боевой техники сухопутных войск от огня своих средств поражения в США и странах НАТО активно ведутся и другие работы по совершенствованию и созданию новых систем и средств опознавания. Эти НИОКР выполняются по двум основным направлениям. Первое предусматривает создание специализированных систем и средств индивидуального опознавания боевой техники и личного состава, второе – автоматизированных систем управления (АСУ) тактического звена, обеспечивающих контроль за перемещением своих сил в масштабе времени, близком к реальному. В целом Министерство обороны США планирует до 2013 года на НИОКР в области боевого опознавания наземных целей израсходовать более 200 млн. долл.

В рамках данных работ в 2007 году были проведены совместные учения вооруженных сил США, Великобритании, Франции, Германии, Канады, Нидерландов, Австралии, Бельгии и Швеции. Основными целями данных учений были оценка существующих и новых технологий боевого опознавания наземных целей и определение направлений их совершенствования. На проведение этих учений было выделено более 21 млн. долл.



Фото: US AIR FORCE

На базе самолета Е-8 системы «Джистарс» была продемонстрирована новая технология опознавания наземных целей путем комплексного использования бортовой РЛС с синтезированием апертуры антенны и активной оптоэлектронной станции синтезирования изображений, размещенной на тактическом истребителе F-16. При этом на самолете Е-8 был установлен пакет программного обеспечения для осуществления предварительного опознавания потенциальных целей путем сравнения текущего радиолокационного изображения с образами (сигнатурами) боевой техники (танк, БМП, автомобиль и др.) противника, хранящимися в базе данных, и выдачи по радиоканалу целеуказания на активную оптоэлектронную станцию самолета F-16. Станция наводилась на заданный объект и позволяла получать его изображение в оптическом участке спектра с разрешением, достаточным для правильного опознавания их принадлежности.

В рамках технологии сбора данных опознавания от разнородных систем и средств в АСУ тактического звена была продемонстрирована возможность подключения существующих авиационных систем передачи данных, получения от них данных о целях и своих объектах, а также сопряжения существующих систем контроля перемещения своих войск (сил) и АСУ. Технической основой такой системы является сервер со специальным программным обеспечением, способным осуществлять преобразование форматов сообщений от 20 различных систем передачи данных.

Создание и принятие на вооружение стран НАТО новых систем и средств опознавания боевой техники и личного состава в условиях их комплексного применения позволят существенно снизить уровень потерь от огня своих средств поражения, что в значительной степени увеличит эффективность боевого применения разнородных группировок войск (сил) и прежде всего сухопутных войск.

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОПОЗНАВАНИЯ В США

С целью наиболее эффективного контроля использования воздушного пространства и применения системы государственного опознавания над всей территорией США создано сплошное радиолокационное поле, а вся континентальная часть условно поделена на секторы, в каждом из которых находится Центр управления воздушным движением (ЦУВД).

Контроль использования воздушного пространства над континентальной частью США осуществляют радиолокационные посты управления воздушным движением (УВД) федерального управления гражданской авиации (ФУГА) совместно с постами объединенного американо-канадского командования воздушно-космической обороны cевероамериканского континента (НОРАД). Они размещены равномерно по всей территории США. Технические возможности радиолокационных постов УВД позволяют использовать данные о воздушной обстановке в интересах НОРАД.

В США за применение и эксплуатацию системы опознавания Мк12 отвечает УВД ФУГА. Основу УВД составляют контрольно-диспетчерские пункты (КДП), центры управления воздушным движением (ЦУВД), а также центры авиадиспетчерской службы, оснащенные РЛС большой дальности действия, диспетчерскими РЛС и радионавигационными станциями.

КДП осуществляют контроль использования воздушного пространства и управление воздушными судами в непосредственной близости от аэропортов (на дальностях до 90 км и на высотах до 3500 м). Они управляют взлетом и посадкой самолетов, а также осуществляют радиолокационное наблюдение за самолетами в своей зоне ответственности.

ЦУВД осуществляют контроль воздушного движения между аэропортами над территорией, площадь которой может быть более 250 000 кв. км. Одновременно ЦУВД может использовать информацию от семи РЛС с дальностью обнаружения до 450 км и включать до 20 пунктов связи воздушного судна с наземными станциями.

Центры авиадиспетчерской службы обеспечивают экипажи необходимой полетной информацией, в том числе о погодных условиях на воздушных трассах и в аэропортах, направлении и силе ветра, а также сообщают другие необходимые сведения, позволяющие скорректировать план полета.

При пролете зоны ответственности каждого ЦУВД воздушному судну назначается свой индивидуальный четырехзначный номер, который передается командиру корабля по каналам радиосвязи. Экипаж вводит данный номер в бортовой ответчик самолета, что дает возможность авиадиспетчерам ЦУВД идентифицировать воздушное судно и контролировать его полет. Информация обо всех неопознанных и не отвечающих на запросы воздушных судах, находящихся над континентальной частью США, незамедлительно передается установленным порядком на командный пункт НОРАД.

Для всех самолетов (кроме спортивных и частных, совершающих перелеты на малых высотах без специального навигационного обеспечения) на аэродромах вылета составляются предварительные заявки с указанием номера маршрута, принадлежности, типа, номера (согласно плану полетов) и позывного самолетов, а также времени вылета, скорости, высоты полета на маршруте и номера кода бортового ответчика. Эти данные передаются через службы обеспечения полетов ФУГА США и министерства транспорта Канады в центры управления воздушным движением и центры управления секторов ПВО. Заявленные планы полетов отображаются на экранах операторов соответствующих центров УВД и ПВО за 30 минут до вылета самолета.

Самолет считается нарушителем, если отклонения от заявленных параметров превышают: по курсу – до 15 км, по высоте – до 600 м, по скорости – до 90 км/ч, по времени входа в установленный коридор – до двух минут. Действительные координаты самолетов определяются радиолокационными средствами постов УВД.


Вклад системы опознавания в достижение целей военных действий может быть соизмеримым с результатами применения ударных систем оружия, но при значительно меньших затратах
Фото: US AIR FORCE

На подступах к границам США и Канады установлены специальные зоны обнаружения и опознавания – ADIZ (Air Defense Identification Zone) шириной от 50 до 300 км, в пределах которых истребителям НОРАД разрешается перехватывать и сближаться с воздушными целями до 150 м для их визуального опознавания. Над нейтральными водами эти зоны практически соответствуют зонам досягаемости наземных радиолокационных постов. Вдоль сухопутных границ США проходят внутренние зоны обнаружения и опознавания. Территориальные воды и сухопутная часть США включены в зону ПВО, в пределах которой нарушитель может быть принужден к посадке или уничтожен.

Зоны обнаружения и опознавания находятся под особым контролем. Любые перелеты в зонах ADIZ со скоростью более 280–300 км/ч или на высотах более 900 м подлежат оформлению предварительными заявками. При отсутствии такой заявки экипажи самолетов обязаны за 15 минут до входа в зону сообщить наземным службам УВД координаты, высоту и расчетное время пересечения границы зоны. Для обеспечения гарантированного опознавания наземными средствами самолетам может быть дополнительно указано на совершение полета по кругу или прямой со скоростью 280 км/ч.

В случае потери радиосвязи экипажи самолетов могут совершать такие маневры по собственной инициативе в контрольных точках своего маршрута. Кроме того, экипажам американских и канадских самолетов предписано немедленно докладывать об обнаружении любых воздушных, морских или наземных (в том числе неопознанных) объектов или их действиях, которые представляются враждебными или подозрительными.

При приближении воздушного объекта к внешней границе зоны опознавания время ее обнаружения, координаты, включая скорость и направление полета, вместе с данными, полученными от аппаратуры опознавания, вводятся в АСУ постов и центров управления соответствующих районов (секторов, зон) ПВО. В случае несоответствия параметров обнаруженной цели заявленному плану или значительного отклонения воздушного объекта от маршрута она классифицируется как неизвестная и подлежит постоянному контролю.

Данные по такой цели начинают выдаваться с постов непрерывно и отображаться на экранах центров ПВО с указанием следующей текущей информации: номер, координаты, скорость и направление полета, время поступления данных в АСУ, результат опроса бортового ответчика, положение относительно внешней границы зоны ADIZ, возможности по перехвату средствами ПВО. В случае невозможности опознавания цели наземными средствами в воздух поднимаются дежурные истребители-перехватчики. Перед ними ставится задача визуального определения принадлежности, типа, бортового номера и наличия вооружения.

В военное время система наблюдения за воздушным пространством НОРАД приводится в повышенную боеготовность, задействуются все наземные и аэростатные радиолокационные средства, усиливаются боевые расчеты. Для увеличения плотности радиолокационного поля вдоль американо-канадской границы и в южных районах США развертываются мобильные РЛС. При задействовании всех радиолокационных постов (ПВО, ПВО-УВД и УВД) над континентальной частью США создается сплошное радиолокационное поле, а управление воздушным движением над всей территорией США и Канады полностью передается под контроль НОРАД.

В зависимости от обстановки передача этих функций осуществляется в два этапа. На первом этапе вводятся ограничения на полеты гражданских самолетов. Вылеты разрешаются исключительно по предварительным заявкам. Со всеми находящимися в воздухе самолетами устанавливается радиосвязь для дублирования опознавания и контроля на маршрутах полета. Для объявления этого режима требуется до 15 минут. На втором этапе с целью максимально ограничить полеты гражданской авиации и обеспечить эффективное использование всех имеющихся радиолокационных и навигационных средств в интересах вооруженных сил вводится режим контроля воздушного пространства военного времени SCATANA (Security Control of Air Traffic Air Navigational Aid).

При этом всем гражданским и военным воздушным судам, выполняющим второстепенные задачи, предписывается в течение 20 минут совершить посадку на ближайшие аэродромы. Разрешение на полеты выдается только по специальному перечню. Для введения этого режима требуется до 35 минут. В чрезвычайной обстановке режим SCATANA может вводиться немедленно, минуя первый этап.

Радиотехнические средства ФУГА, кроме необходимых для обеспечения действий сил и средств ПВО и стратегической авиации, с введением в действие режима SCATANA выключаются и используются только по распоряжению центра управления ПВО КП НОРАД или центра управления оперативного района (сектора) ПВО.

Взаимодействие авиационных диспетчерских служб ФУГА и Министерства обороны США постоянно совершенствуется, создаются новые программно-аппаратные средства, позволяющие различным системам контроля и УВД военного и гражданского назначения обеспечивать взаимный обмен данными и автоматизированную передачу информации.

СИСТЕМЫ ОПОЗНАВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ НАТО

Решение задач опознавания воздушных объектов в европейских государствах НАТО осуществляется национальными системами ПВО, входящими в состав объединенной системы ПВО НАТО в Европе.

Организация опознавания воздушных объектов в европейских государствах НАТО основывается на общих принципах и не имеет значительных различий. Исключение составляют новички НАТО – прибалтийские государства, которые в настоящее время не имеют национальных систем ПВО и неспособны в должной степени осуществлять контроль использования воздушного пространства. Их противовоздушная оборона осуществляется дежурными силами (истребительной авиацией) других государств НАТО (вахтовым способом).

Системы опознавания европейских стран – участниц НАТО состоят из военного и гражданского компонентов.



Фото: US AIR FORCE

Военные органы являются частью объединенной системы (ОС) ПВО НАТО в Европе и подчиняются командующему ОВВС НАТО в Европе в зонах (районах) своей ответственности за ПВО. Ответственность за организацию, развитие и применение системы опознавания в европейских государствах возлагается на командующих ПВО (подчиненных старшему авиационному командованию) и начальников штабов авиационных командований.

На гражданский компонент возлагается решение следующих основных задач:

контроль воздушной обстановки над национальными территориями, в том числе полетов военных летательных аппаратов;

сопровождение самолетов в воздухе;

обеспечение безопасности воздушного движения;

организация функционирования служб обеспечения полетов национальных аэродромов;

организация разработки и эксплуатации технических средств контроля воздушного пространства.

Информация о воздушной обстановке для диспетчерских служб центров УВД формируется на основе радиолокационных данных, получаемых от сети радиолокационных постов национальных УВД. Причем в военное время они могут быть использованы в интересах национальной системы ПВО для расширения зоны обнаружения воздушных целей.

Для формирования общей воздушной обстановки, обнаружения и опознавания целей на больших дальностях на всех радиолокационных постах установлены устройства сопряжения, позволяющие получать данные от находящихся на патрулировании самолетов ДРЛОУ Е-З АВАКС НАТО. Это позволяет значительно расширить зоны обнаружения воздушных целей.

Следует также отметить, что в интересах повышения боевых возможностей системы опознавания в настоящее время проводятся испытания этих самолетов с установленными на них приемниками сигналов автоматической системы распознавания морских судов. Оснащение самолетов Е-3 новым оборудованием позволит военным органам НАТО, отвечающим за применение системы опознавания, осуществлять эффективный контроль судоходства, а также выделять из общего числа обнаруженных надводных объектов корабли российского ВМФ.

В целях автоматизации сбора, обобщения и обработки данных о воздушных целях, передаче этой информации на соответствующие пункты управления ОС ПВО НАТО, а также автоматизации процесса управления средствами противовоздушной обороны и воздушного движения используются национальные элементы единой автоматизированной системы управления ОВВС и ПВО НАТО в Европе «Аккс».

CИСТЕМА ОПОЗНАВАНИЯ В КИТАЕ

В КНР в целях определения государственной принадлежности воздушных судов гражданской авиации и самолетов ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) используются различные системы опознавания. В гражданском секторе применяется система, созданная в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в ВВС – на основе национальных стандартов.

Разработка и развитие системы опознавания производится Главным управлением вооружения и военной техники НОАК в тесном взаимодействии с Комитетом оборонной науки, техники и промышленности Китая. Эксплуатация систем осуществляется наземными службами управления воздушным движением Главного управления гражданской авиации КНР и частями радиотехнических войск национальных ВВС.

Контроль использования воздушного пространства над территорией Китая ведет штаб ВВС НОАК. При этом задача опознавания государственной принадлежности самолетов ВВС и гражданских воздушных судов решается радиолокационными постами из состава радиотехнических бригад (полков) радиотехнических войск, подчиненных КП ВВС военных округов.

ЯПОНСКАЯ СГО МОРСКИХ СУДОВ И ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

В Японии совершенствование системы опознавания государственной принадлежности морских судов и летательных аппаратов осуществляется в интересах повышения надежности и оперативности идентификации объектов в воздушном пространстве и морских (океанских) акваториях, прилегающих к национальной территории.

Решение задач опознавания государственной принадлежности воздушных и морских (надводных) объектов возложено на национальные военно-воздушные и военно-морские силы, а также на Министерство государственных земель и транспорта.

Опознавание целей в интересах предотвращения нарушения воздушных границ входит в число задач боевого авиационного командования ВВС. Обнаружение и классификация всех летательных аппаратов, входящих в зону опознавания воздушных целей национальными средствами противовоздушной обороны, осуществляются с использованием оснащенных специальной аппаратурой наземных и бортовых РЛС самолетов ДРЛОУ. Данные от них в реальном масштабе времени передаются в единую автоматизированную систему управления ПВО страны, где принимается решение о взлете дежурных самолетов истребительной авиации, которые производят опознавание воздушных целей с помощью бортовых средств и визуально.

ВМС осуществляют определение государственной принадлежности судов и кораблей с помощью корабельных и самолетных (вертолетных) радиолокационных систем опознавания.

Самолеты базовой патрульной авиации японских ВМС выполняют ежедневные полеты в районы о. Хоккайдо, Японского и Восточно-Китайского морей. В основных проливных зонах (проливы Цусимский и Лаперуза) эскортные корабли патрулируют в круглосуточном режиме.

Регулирование гражданского морского и воздушного сообщений возложено на Министерство государственных земель и транспорта. Организацию контроля за полетами летательных аппаратов в японском воздушном пространстве и движением судов в территориальных водах осуществляют соответственно авиационный департамент и управление безопасности на море, подчиненные этому министерству.

В целях своевременного информирования соответствующих служб о государственной принадлежности морские суда и летательные аппараты оснащаются автоматизированными системами опознавания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня развитие систем государственного опознавания рассматривается в числе наиболее важных приоритетов. Недоработки и недооценка системы опознавания могут дорого обойтись обороноспособности государства, а эффективное использование системы опознавания позволит повысить эффективность действий войск (сил). Ее вклад в достижение целей военных действий может быть соизмеримым с результатами применения ударных систем оружия, но при значительно меньших затратах

Анатолий КУЛИКОВ

Опубликовано 4 августа в выпуске № 4 от 2010 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?