Концепции

РТВ как важнейший элемент ВКО

В полном объеме восстановить утраченный за предшествующие годы радиолокационный контроль за полетами в воздушном пространстве России пока не удается
В настоящее время развернулась широкая дискуссия по вопросам строительства противовоздушной, а в перспективе и воздушно-космической обороны страны. Авторы публикаций в первую очередь уделяют внимание, на их взгляд, главному компоненту этой системы – системе огневого и радиоэлектронного поражения (подавления), упуская из своих рассуждений тот факт, что в системе ПВО (ВКО) Российской Федерации есть и другой не менее важный элемент – система разведки воздушно-космического противника. Ее основу составляет Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства, базирующаяся на силах и средствах радиотехнических войск Военно-воздушных сил (РТВ ВВС).

Более чем полувековая история развития РТВ показывает, что пика своего развития они достигли к середине 1980-х гг. как род войск в составе Войск ПВО страны. Боевой состав и оперативное построение войск опирались на научные рекомендации и соответствовали требованиям других родов Войск ПВО к уровню решения стоящих перед РТВ задач.

В те годы поставки в РТВ нового вооружения из промышленности превышали 150 единиц в год, примерно такое же количество техники ежегодно подвергалось капитальному ремонту. Это позволяло поддерживать общую боеготовность группировки РТВ на требуемом уровне и оптимизировать финансовые затраты. К моменту распада Советского Союза на территории Российской Федерации в составе РТВ Войск ПВО находилось около 40 радиотехнических бригад и полков, 600 радиотехнических подразделений. На их вооружении стояло несколько тысяч РЛС и ПРВ, что позволяло решать весь объем стоящих перед войсками задач. Радиолокационное обеспечение охраны государственной границы в воздушном пространстве осуществлялось на всем ее протяжении, начиная с высот 3000 м и более, и свыше 40% – на малых высотах.

В ходе проводимых с 1992 г. реформ Вооруженных Сил радиотехнические войска были сокращены практически в два раза и уже к началу 2000 г. их боевой состав вышел за минимально допустимые рамки. Этот состав тогда было принято называть «разумной достаточностью» и он оставался неизменным длительное время. При этом перечень и объем возлагаемых на РТВ ВВС задач не корректировались, а требования к радиолокационной информации даже возросли.

Политика сокращений привела к тому, что в воздушном пространстве над большей частью территорий Северного Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока радиолокационное поле стало иметь очаговый характер. Не выполняются и требования закона «О государственной границе Российской Федерации», когда радиолокационное обеспечение охраны государственной границы, до сих пор возлагаемой в законе на несуществующие с 1998 г. Войска ПВО, реализуется не более чем на одной трети ее протяженности.

Утрата радиолокационного контроля за полетами воздушных судов над большей частью государства стала причиной попытки компенсировать потерю радиолокационного поля за счет реанимации проводимых ранее работ по созданию единого радиолокационного поля на базе радиотехнических средств (РТС) и систем Войск ПВО, ВВС, СВ, ВМФ, а также Министерства гражданской авиации.

Фактически старт этим работам был задан в 1994 г., когда в соответствии с указом президента Российской Федерации создается единая автоматизированная радиолокационная система (ЕАРЛС) Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП) Российской Федерации. Практическая ее реализация стала возможной лишь после задания специальной федеральной целевой программы (ФЦП) на 2007–2010 гг., утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 2 июня 2006 г. № 345.

ФЦП предусматривается создание радиолокационных позиций двойного назначения (РЛП ДН) на базе 53 радиолокационных позиций Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), радиолокационная информация которых будет доступна в том числе и органам управления РТВ ВВС различного уровня. Реализация ФЦП позволит существенно нарастить площадь радиолокационно контролируемого воздушного пространства на высоте 1000 м.

Так, в Центральной и Северо-Западной зонах ответственности за ПВО она будет увеличена примерно на 33–38%, Сибирской зоне – на 25%, Северо-Кавказской – на 20% и Восточной зоне ответственности за ПВО – на 10%.

Ожидается, что данная ФЦП будет продолжена и к 2015 г. будет создано еще 32 РЛП ДН, а к 2020 г. все 114 РЛП ДН войдут в состав ЕАРЛС. Однако даже в этом случае полностью восстановить утраченный за предшествующие годы радиолокационный контроль за полетами в воздушном пространстве Российской Федерации не удастся.

Таким образом, несмотря на предпринимаемые в рамках ФЦП усилия, темпы и масштабы создания единой радиолокационной системы ФСР и КВП являются по-прежнему недостаточными, а сама ЕАРЛС практически не ведет к заметным изменениям в оперативном построении группировок РТВ ВВС в зонах ответственности за ПВО.

В ходе придания Вооруженным Силам Российской Федерации нового облика боевой состав РТВ ВВС в целом удалось сохранить. Были переформированы радиотехнические бригады в полки с одновременным уменьшением суммарного количества соединений и частей, роты в батальоны и наоборот – при сохранении практически прежнего общего количества радиотехнических подразделений. Однако из-за десятилетий недофинансирования основу парка радиотехнических средств подразделений РТВ ВВС составляют устаревшие образцы РЛС, доля современных – не более 7%, исправной техники – 50–60%, из-за чего резко снижена интенсивность несения дежурства по ПВО. К дежурству по графику в течение года привлекается не более половины подразделений и в основном из числа тех, что расположены в пределах приграничной (приморской) полосы.

Таково вкратце состояние группировки РТВ ВВС на сегодня. Все отрицательные последствия предыдущих военных реформ для радиотехнических войск так и не были преодолены. В большинстве своем они обострились и по наследству переходят в РТВ ВВС перспективного облика. Явный перекос между требованиями надсистемы к группировке РТВ и ее реальными возможностями сохраняется. При этом простое замещение устаревшего ВВТ частей (подразделений) РТВ ВВС современным вооружением даже нарастающими темпами (согласно ГПВ-2020) его не устранит.

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕДИНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ГРУППИРОВОК РТВ

Одним из выходов из создавшегося положения может стать нахождение баланса между поставленными перед РТВ ВВС задачами и их дифференцированием по зонам ответственности за ПВО, требуемой эффективностью и возможностью их реализации группировкой РТВ.

Важно отметить, что роль и место РТВ ВВС как разведывательно-информационного рода войск в современных Вооруженных Силах должны быть скорректированы с учетом проводимых преобразований. С одной стороны, РТВ ВВС являются и должны остаться основой единой радиолокационной системы ФСР и КВП, с другой – сопоставимое с количеством радиотехнических подразделений число других элементов ЕАРЛС – радиолокационных позиций ЕС ОрВД поднимает их роль в отдельных районах государства с неразвитой или отсутствующей инфраструктурой радиолокационной системы РТВ ВВС.


В ходе проводимых с 1992 г. реформ Вооруженных Сил радиотехнические войска были сокращены практически в два раза и уже к началу 2000 г. их боевой состав вышел за минимально допустимые рамки. Этот состав тогда было принято называть «разумной достаточностью» и он оставался неизменным длительное время. При этом перечень и объем возлагаемых на РТВ ВВС задач не корректировались, а требования к радиолокационной информации даже возросли
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Развертывание на морских направлениях государственной границы территориальной автоматизированной системы воздушно-морского наблюдения (ТАС ВМН) с эффективным воздушным ее компонентом, ориентированным на обнаружение маловысотных целей, позволяет рассматривать средства воздушного наблюдения пограничной службы (ПС) ФСБ России как источник информации для ФСР и КВП, возможно, с последующим их нормативно-правовым включением в состав элементов единой радиолокационной системы.

Вместе с этим роль и место, состав и структура войск РТВ ВВС должны рассматриваться в едином ключе с развитием других разведывательно-информационных средств и систем (загоризонтные РЛС, средства разведки авиационного базирования, космическая система предупреждения о воздушном нападении), особенно при ведении радиолокационной разведки и информировании органов управления о воздушной обстановке, учитывая при этом информационные возможности группировок РТВ государств, входящих в объединенную систему (ОС) ПВО СНГ.

Исходя из вышесказанного основными направлениями развития группировки РТВ ВВС могут стать:

– стабилизация боевого состава радиотехнических войск ВВС;

– наращивание усилий по созданию ЕАРЛС при главенствующей роли РТВ ВВС;

– программно-целевое проведение комплексного оснащения группировок РТВ в зонах ответственности за ПВО новыми средствами радиолокации, автоматизации и связи согласованно с оснащением авиации и зенитных ракетных войск;

– концентрация усилий по совершенствованию группировок РТВ в приграничных (приморских) районах на направлениях возможных военных конфликтов, в районе важных объектов, а также в районах с интенсивным воздушным движением, в том числе за счет имеющегося дублирования в дислокации подразделений РТВ и радиолокационных позиций двойного назначения;

– переход радиотехнических войск ВВС в ряде регионов страны только к решению задачи контроля воздушного пространства, с оснащением радиотехнических подразделений таких группировок РТС дежурного режима с обеспечением при необходимости возможности дополнительного развертывания РТС боевого режима из состава мобильного резерва;

– координация мероприятий по совершенствованию группировок РТВ ВВС в зонах ответственности за ПВО с государствами, входящими в ОС ПВО СНГ, в части совершенствования связей взаимодействия и совместного планирования применения национальных систем ПВО.

Важным направлением совершенствования группировки РТВ ВВС может стать наращивание нынешнего боевого состава в ходе реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» в интересах радиолокационного обеспечения противовоздушной обороны создаваемых группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки.

Еще одной задачей реализации государственной политики в Арктике названо введение режима пограничной зоны в административно-территориальных образованиях Арктической зоны РФ. Это повлечет за собой установление вдоль государственной границы Российской Федерации в Северном Ледовитом океане приграничной полосы – воздушного пространства, примыкающего к границе, шириной 25 км с особым режимом его использования, которая с 1999 г. Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации вдоль государственной границы в Северном Ледовитом океане не устанавливалась. Эта норма сохранена и в недавно опубликованных измененных Федеральных правилах использования воздушного пространства, введенных в действие постановлением правительства Российской Федерации от 11.03.2010 г. № 138.

Таким образом, в обозначенные в документе временные рамки перед РТВ ВВС может быть поставлена задача в радиолокационном обеспечении ПВО войск (сил) общего назначения и объектов в Арктической зоне РФ и участии в радиолокационном контроле соблюдения Правил использования воздушного пространства в приграничной полосе с особым режимом полетов. Реализация этого потребует как минимум воссоздания ранее существовавшего здесь радиолокационного поля РТВ, когда вдоль всей сухопутной государственной границы по побережью Северного Ледовитого океана и на островах было развернуто преимущественно в линейный боевой порядок до 50 радиотехнических подразделений.

Также к изменению в боевом составе РТВ ВВС может привести переход в соответствии с вышеупомянутым постановлением к принципиально новой классификации воздушного пространства с возможностью выполнения полетов в классе G без разрешения на использование воздушного пространства.

Учитывая, что такие полеты будут осуществляться преимущественно на малых высотах, контроль за соблюдением такими летательными аппаратами правил использования воздушного пространства даже в районах с развитой инфраструктурой существующим составом штатных РТС РТВ существенно затруднен. Вполне вероятно при возложении такой задачи на РТВ ВВС появление в радиотехнических подразделениях радиолокационных систем аэростатного базирования, а также новых средств обнаружения, основанных на технике сотовой связи и автоматического наблюдения.

Обозначенные выше основные направления совершенствования группировки РТВ ВВС при своей реализации должны учитывать целый ряд факторов, условий и ограничений.

Среди факторов основными являются следующие:

– перечень задач, подлежащих выполнению, с конкретизацией их объема и эффективности решения в каждой конкретной зоне ответственности за ПВО, устанавливаемый директивно;

– требования нормативно-правовых актов и документов, оперативно-стратегические и оперативно-тактические установки;

– требования потребителей (КП бригады ВКО, ЗРВ, ИА, РЭБ, ЕС ОрВД и другие) к составу и качеству радиолокационной информации;

– сложившаяся дислокация воинских частей и подразделений РТВ.


Политика сокращений привела к тому, что в воздушном пространстве над большей частью территории Северного Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока радиолокационное поле стало иметь очаговый характер
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Условия, в которых функционируют РТВ ВВС, отличаются большим разнообразием. Среди них:

– большая площадь территории страны (более 17 млн. кв. км) и огромная протяженность сухопутной государственной границы (более 60 тыс. км, из них в Арктике порядка 20 тыс. км);

– сильно различающиеся физико-географические условия, существенно влияющие на работу РТС и техники связи, работоспособность личного состава;

– высокая интенсивность полетов авиации всех ведомств, в том числе и малой авиации, и тенденции к дальнейшему ее росту в обозримой перспективе;

– многообразие подлежащих обнаружению летательных аппаратов, в том числе использующих специальные технологии, затрудняющие их обнаружение, диапазон высот и скоростей полета от 60 до 30 000–40 000 м и выше, от 10 до 6000 м/с, применение активных и пассивных помех;

– накопленные запасы пилотируемых и беспилотных СВН, способных нанести скоординированные по времени и месту мощные удары десятками тысяч средств ВТО;

– высокие возможности средств радиоэлектронной разведки противника по обнаружению позиций РТС РТВ ВВС;

– наличие радиолокационных средств и систем у других министерств и ведомств, а также национальных группировок РТВ, входящих в ОС ПВО СНГ.

К условиям целесообразно отнести также состояние и возможности одной из составных частей военной организации Российской Федерации – научно-техническую и технологическую базу отечественного производственного и научного комплекса по разработке и производству РТС, средств автоматизации и связи.

В качестве основных ограничений, накладываемых на развитие группировки РТВ ВВС, выступают выделенные на данный род войск ВВС лимиты ассигнований, включаемые в Государственную программу вооружений на период до 2020 г., пределы штатной численности личного состава, количество воинских частей и подразделений радиотехнических войск, нормативно установленные, исходя из конечного технического ресурса вооружения и военной техники (ВВТ), нормы его расходования.

Радиолокационная система группировки РТВ относится к классу сложных систем, строгие методы оптимизации которых в настоящее время не разработаны. Основным методом обоснования облика таких систем является метод вариантного анализа, заключающийся в отыскании наиболее рационального варианта среди ограниченного числа конкурирующих вариантов построения радиолокационной системы.

Для оценки вариантов используется иерархическая система показателей, включающая множество специализированных показателей, характеризующих внутрисистемные свойства и надсистемные обобщенные показатели, определяющие предназначение радиолокационной системы.

Такой подход позволяет использовать методы оптимизации боевых порядков, способов боевого применения, состава образцов вооружения, алгоритмов обработки и управления.

Реализация такого метода в разработанной к настоящему времени во 2-м ЦНИИ Минобороны России методологии обоснования основных направлений развития радиолокационной системы РТВ ВВС в условиях противоборства с СВКН позволяет осуществлять исследования по следующим направлениям:

– военно-экономическое обоснование принципов построения, структуры и направлений развития радиолокационной системы РТВ ВВС;

– военно-техническое проектирование радиолокационной системы РТВ зоны ответственности за ПВО, бригады ВКО.

Представляя радиолокационную систему как сложную и иерархическую, используя естественную ее декомпозицию на подсистемы, исследования с применением методологии, опирающейся на принцип системного анализа, проводятся на следующих иерархических уровнях:

– радиолокационная система в целом;

– группировка радиотехнических частей РТВ ВВС в масштабе зоны ответственности за ПВО;

– радиотехническое подразделение из состава радиотехнической части РТВ ВВС;

– отдельный образец радиоэлектронной техники (РЭТ) в рамках радиотехнического подразделения.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОСТРОЕНИЮ (СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ) ГРУППИРОВОК РТВ ВВС В ЗОНАХ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПВО

Применение методологии обоснования основных направлений развития радиолокационной системы РТВ ВВС, ее состава и структуры с учетом перечисленных выше факторов, условий и ограничений позволило сформировать следующие предложения по построению (совершенствованию) группировок РТВ ВВС в зонах ответственности за ПВО.

Первое. Необходимость сбора и обработки радиолокационной информации от значительного количества первичных ее источников – РЛС, распределенных на огромной территории, требует создания с этой целью определенной инфраструктуры. Низовым ее элементом, обеспечивающим нормальное функционирование первичных источников, должна остаться радиолокационная рота. Количество последующих уровней обобщения информации принципиально может быть любым и зависит в основном от двух факторов: территории, на которой размещаются радиолокационные роты, и технических возможностей средств, обобщающих информацию. Практическую проверку прошли двух- («полк (отдельный батальон) – рота») и трехуровневые («бригада (полк) – батальон – рота») структуры сбора информации, из них наибольшее распространение получила трехуровневая.


Из-за десятилетий недофинансирования основу парка радиотехнических средств подразделений РТВ ВВС составляют устаревшие образцы РЛС, доля современных – не более 7%, исправной техники – 50–60%, из-за чего резко снижена интенсивность несения дежурства по ПВО
Фото: Леонид ЯКУТИН

Данную структуру целесообразно сохранить, органично встраивая ее в сетецентричную систему сбора и обработки информации о воздушной обстановке, делая акцент на совершенствовании систем передачи данных и принципов взаимодействия элементов радиолокационной системы с потребителями добываемой ею информации.

Это может позволить сократить задержки в получении потребителями информации, а значит, и более взвешенно подходить к вопросу необходимости наращивания их собственных информационных возможностей.

Второе. Боевой состав РТВ, возлагаемые на войска задачи и уровень их решения должны быть согласованы. Такое согласование наиболее естественным образом реализуется в границах зоны ответственности за ПВО, где нормативно закреплен принцип объединения сил и средств ПВО всех ведомств при главенствующей роли ВВС. Однако даже при организации идеального взаимодействия сил и средств РТВ ВВС с аналогичными системами других ведомств в полном объеме задачи существующим боевым составом без осуществления дополнительного усиления силами и средствами не решить ни в одной из зон ответственности за ПВО. В первую очередь это касается обеспечения требуемых рубежей начала выдачи информации и ее непрерывности (разрывности радиолокационного поля).

Это обстоятельство делает необходимым наличие мобильного резерва, в качестве которого могут выступать радиолокационные взводы на базе мобильных РЛС типа 39Н6, 48Я6 и 64Л6 из состава развернутых радиотехнических подразделений. Вывод радиолокационного взвода в мобильный резерв должен осуществляться по графику с реализацией всех мер обеспечения постоянной готовности.

Третье. Наращивание площади радиолокационного поля за счет радиолокационных позиций двойного назначения и некоторой передислокации, где это возможно, радиотехнических подразделений РТВ ВВС, удаление которых от данных позиций незначительно.

В ходе реализации ФЦП получение радиолокационной информации от ЕС ОрВД преимущественно осуществляется на РИЦ КП бригад ВКО и в меньшей степени – на КП (ПУ) радиотехнических подразделений. Такой подход не в полной мере соответствует идее и принципам построения единой радиолокационной системы, обоснованным в ранее проведенных исследованиях и получившим юридическую силу в упомянутом выше указе президента РФ. Реализуемая схема имеет ряд недостатков, основным из которых является сохранение исторически сложившегося дублирования мест расположения подразделений РТВ ВВС и позиций ЕС ОрВД, когда 35–40% позиций двойного назначения по-прежнему находятся на удалении до 30 км от подразделений РТВ. В тех же районах, где отсутствует или имеется неразвитая инфраструктура РТВ ВВС (Сибирская, Восточная зоны ответственности за ПВО), такой подход может быть оправдан, хотя отсутствие в таких районах достаточного количества группировок огневых средств ПВО делает ее получение самоцелью.

За счет дублирующих подразделений, радиолокационных позиций двойного назначения, а также радиотехнических подразделений других видов ВС возможно целевое упорядочивание структуры РТВ ВВС на наиболее важных направлениях и у объектов обороны. При этом необходимо создание в других ведомствах аналогичной РТВ структуры сбора, обработки и обобщения информации о воздушной обстановке в районах, где радиотехнические войска были сокращены: Арктика, Сибирь, Дальний Восток. Это потребует проведения ряда мероприятий организационного, нормативно-правового, материально-технического характера.

Четвертое. Приведение в соответствие структуры РТВ возможностям элементов радиолокационной системы по сбору и обработке информации. Так, характеристики современных и перспективных средств автоматизации РТВ ВВС позволяют реализовать максимальное соотношение для трехуровневой системы управления «полк – батальон – рота» – 1:9:6 (реально существующее соотношение составляет ~ 1:4:3). Это позволило бы несколько сократить количество воинских частей РТВ, изменить количество батальонов и рот в пределах имеющегося количества радиотехнических подразделений за счет доведения соотношения «батальон – рота» до технически реализуемого 1:6. Приведенные величины являются потенциально достижимыми, в реальной группировке они будут ограничены рядом факторов – количеством вышестоящих бригад ВКО (в каждой как минимум один полк), размерами их районов боевых действий, количеством в этих районах радиотехнических подразделений, не принадлежащих ВВС, условиями дислокации, а также необходимостью резервирования части каналов управления для радиотехнических подразделений, прибывающих в регион для усиления. Тем не менее это позволит исключить разунификацию радиотехнических полков по количеству входящих в них подразделений, в максимальной степени типизировать их и, возможно, изыскать численность личного состава с перспективой их использования в других целях (обеспечение взаимодействия в ЕАРЛС, создание мобильного резерва и т. д.).

Пятое. Данное предложение касается уточнения содержания и объема решения одной из задач, возлагаемой на РТВ, оно опосредованно связано со структурой группировки. Это радиолокационное обеспечение законодательно закрепленной за войсками ПВО задачи охраны государственной границы России в воздушном пространстве, составляющее главное содержание повседневной деятельности войск. К этому примыкает обеспечение дежурных по ПВО сил и контроль за выполнением воздушными судами всех ведомств Федеральных правил использования воздушного пространства государства.



Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Объективная необходимость решения вновь возникающей сейчас задачи охраны государственной границы России в воздушном пространстве Арктики, а также реализация планируемого введения уведомительного порядка использования воздушного пространства в его нижнем эшелоне (в диапазоне высот ниже 3000 м) явно превышают возможности РТВ ВВС. Тривиальное решение – наращивание числа маловысотных радиолокационных рот в современной военно-политической и экономической ситуации нереально. Возможным выходом может стать подключение к решению этой задачи ПС ФСБ России. Она обладает наиболее развитой из всех государственных институтов инфраструктурой иерархического типа по периметру государства, позволяющей собирать и обрабатывать информацию со значительных территорий. Такое привлечение может быть организовано двумя путями.

В районах, где подразделения РТВ ВВС отсутствуют, эта задача в полном объеме передана пограничной службе, что должно быть закреплено законодательно внесением изменений в закон РФ «О государственной границе Российской Федерации». Информация о воздушной обстановке от РЛ системы пограничной службы после соответствующей обработки выдается в органы управления РТВ. Следует отметить, что эта задача не является непрофильной для пограничной службы. Определенный опыт в этом плане у пограничной службы ФСБ России уже имеется – в середине 1990-х гг. один из полярных радиотехнических полков в полном составе был передан пограничной службе с перспективой его использования в целях контроля Северного морского пути.

В районах с достаточно развитой инфраструктурой РТВ, где скорее всего будет пик применения уведомительного порядка использования воздушного пространства, пограничная служба предоставляет ВВС возможность размещения на своих позициях (комендатуры, отряды, заставы) двухкоординатных необслуживаемых автоматических РЛС, устанавливаемых на специализированные вышки, способных обнаруживать и распознавать маловысотные воздушные цели и выдавать трассовую радиолокационную информацию на ближайшее радиотехническое подразделение РТВ.

В разреженных группировках РТВ целесообразно несколько таких РЛС, расположенных в линейный боевой порядок, объединять в комплексы для создания маловысотной полосы длиной несколько сотен км и шириной 40–80 км. При этом одна из РЛС цепи должна обеспечить ретрансляцию трасс воздушных объектов, обнаруженных соседними станциями на КП (ПУ) подразделения РТВ ВВС. В качестве прототипа РЛС такого РЛК может выступить РЛС 39Н6.

С учетом принятия на вооружение (снабжение) пограничной службы ФСБ России ТАС ВМН целесообразно для размещения таких РЛС использовать на приморских направлениях имеющиеся позиции средств наблюдения наземного базирования, входящие в состав системы. При этом информация РЛС используется в интересах пограничной службы ФСБ России, оправдывая тем самым термин «воздушное наблюдение» в названии ТАС ВМН. До настоящего времени полноценный воздушный компонент наблюдения в ТАС ВМН, насколько известно авторам, отсутствует. При включении таких РЛС непосредственно в состав ТАС ВМН уплотнение боевых порядков РТВ ВВС в приморских пограничных районах, учитывая достаточно близкое расположение пограничных застав, может и не потребоваться. В этом случае информация от РЛС может поступать по имеющимся каналам взаимодействия на ближайший элемент РЛ системы.

Сам процесс интеграции РЛ системы ПС ФСБ России в ЕАРЛС следовало бы оформить в виде соответствующей ФЦП.

Шестое. Реализовать комплексный подход к перевооружению подразделений. Это позволит упростить их всестороннее обеспечение и техническое обслуживание, свести к минимуму доработки (модернизации), необходимые для сопряжения средств различных поколений. В ряде случаев вообще можно будет отказаться от устройств сопряжения в виде специально разрабатываемых или уже разработанных изделий, а внедрение новых принципов организации связи обеспечит и реализацию четвертого предложения – оптимизации соотношения «полк – батальон – рота». В конечном счете это приведет к некоторой стабилизации как состава ВВТ в подразделениях РТВ, так и численности личного состава.

Седьмое. Осуществить увеличение рубежей выдачи радиолокационной информации за счет использования РЛ систем государств, входящих в ОС ПВО СНГ, для чего усилить их группировки РТВ за счет передачи излишков РТС старого парка и поставок современных средств автоматизации типа ВИП-117М3.

Практическая реализация указанных выше предложений по построению (совершенствованию) группировки РТВ ВВС в зонах ответственности за ПВО и всей ЕАРЛС в целом позволит в рамках существующих ограничений повысить боевые возможности войск по обеспечению военной безопасности государства, осуществлять радиолокационное обеспечение охраны государственной границы Российской Федерации, противовоздушной обороны Российской Федерации как единой системы на основе централизованного управления всеми силами и средствами ПВО, а в кризисных ситуациях реализовать весь объем стоящих перед радиотехническими войсками задач по отражению вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию и (или) ее союзников.

Юрий Александрович АСТАПЕНКО
подполковник, начальник отдела 2-го ЦНИИ Минобороны России, кандидат технических наук
Сергей Аркадьевич ВОЛКОВ
кандидат военных наук, старший научный сотрудник, член-корреспондент Академии военных наук Российской Федерации, полковник
Юрий Константинович КУБАНОВ
полковник, старший научный сотрудник 2-го ЦНИИ Минобороны России

Опубликовано 26 октября в выпуске № 5 от 2010 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?