Концепции

Пути к стратегической мобильности

Усилить возможности авиации и войск ПВО в зонах конфликтов сегодня можно только за счет перегруппировок
Сокращения боевого и численного состава объективно ведет к снижению возможностей группировок авиации и войск (сил) ПВО в регионах возможных военных конфликтов.  Наиболее приемлемый путь решения возникшей проблемы состоит в обеспечении стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО. Это позволит  оперативно переносить и сосредоточивать усилия в районы (направления) максимальной угрозы со стороны воздушного противника с целью  создания необходимого соотношения сил сторон.

Произошедшие в последние годы изменения военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире характеризуются снижением угрозы крупномасштабных и возрастанием вероятности возникновения локальных войн и вооруженных конфликтов, которые могут перерасти в войны более высокого уровня. Как показывает опыт военных конфликтов последних десятилетий, все большая роль в них будет отводиться мощным ракетно-авиационным группировкам, создаваемым заблаговременно или в ходе эскалации конфликта за короткое время в любом регионе мира. Возможно создание и действия таких группировок и против Российской Федерации.

Анализ процессов, происходящих в Вооруженных Силах Российской Федерации, показывает, что в условиях их реформирования и резкого сокращения их боевого и численного состава неизбежно и объективно происходит снижение возможностей группировок авиации и войск ПВО Российской Федерации в регионах возможных военных конфликтов по парированию угрозы воздушного (воздушно-космического нападения). В настоящее время возникло противоречие между возрастающими возможностями сил и средств воздушно-космического нападения потенциального противника и уменьшающимися возможностями группировок авиации и войск ПВО, которые могут быть им противопоставлены при возникновении кризисных ситуаций, затрагивающих интересы России.

Для разрешения данного противоречия требуется усилению группировок СВН противника в регионах возможных военных конфликтов противопоставить адекватное усиление группировок авиации и войск ПВО. Наиболее приемлемый и экономически целесообразный путь решения данной проблемы состоит в обеспечении стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО, позволяющей оперативно переносить и сосредоточивать усилия в районы (направления) максимальной угрозы со стороны воздушного противника с целью создания необходимого соотношения сил сторон. Для достижения этой цели потребуется перегруппировка крупных сил авиации и войск ПВО в соответствии со складывающейся обстановкой.

Что же понимается под термином "стратегическая мобильность авиации и войск (сил) ПВО"?


Возможность сосредоточения войск (сил) в любом регионе земного шара - один из признаков военного величия государства. Решить подобную задачу без достаточного количества стратегических самолетов ВТА типа Ан-124 не представляется возможным.
Фото: Леонид ЯКУТИН

Стратегическая мобильность авиации и войск (сил) ПВО – это их способность к адекватному реагированию на изменения военно-политической и военно-стратегической обстановки в регионах возможных военных конфликтов за счет осуществления стратегической перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО и к полному использованию их боевой мощи в интересах эффективного выполнения поставленных боевых задач.

Анализ опыта войн и учений показывает, что на практике стратегические перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО проводились в годы Великой Отечественной войны, в начале 1960-х гг. прошлого столетия в ходе Карибского кризиса, в ходе войны во Вьетнаме, для восстановления группировки авиации и ПВО Египта после арабо-израильской войны в 1967 г.

Пристальное внимание усилению группировок авиации и войск ПВО в регионах возможных военных конфликтов начало уделяться после крупномасштабных сокращений ВВС и Войск ПВО в начале 1990-х гг. Так, в мае 1993 г. прошли крупномасштабные учения ВВС и Войск ПВО, основной целью которых было отработка стратегической перегруппировки войск (сил).

В этот период за счет выводимых из стран Восточной Европы и Прибалтики авиации и войск (сил) ПВО были предприняты попытки по формированию мобильных дивизий ПВО и истребительных авиационных дивизий Резерва ГК Войск ПВО. Однако интерес к данной проблеме в конце 1990-х гг. постепенно уменьшился.

В последнее время проблема мобильности войск (сил) становится все более актуальной. Так, в одном из своих выступлений перед профессорско-преподавательским составом и слушателями ВА ГШ ВС РФ начальник ГШ ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский подчеркнул: "В применении Вооруженных Сил важное место занимает проблема обеспечения стратегической мобильности войск (сил). Актуальность ее очевидна в виду невозможности в современных условиях создания группировок войск (сил) на всех стратегических направлениях. В этих условиях возникает необходимость проведения масштабных перегруппировок войск (сил)". Это всецело относится к авиации и войскам (силам) ПВО. Проблема эта в последние годы поднималась в целом ряде учений, тренировок войск, военных игр, в частности, в ходе серии крупномасштабных учений "Мобильность-2004".

Теория, направленная на решение этой проблемы, в настоящее время недостаточно проработана, в ходе исследований в основном рассматривались вопросы усиления группировок авиации и войск ПВО на оперативном и тактическом уровнях.

Если же проблема рассматривалась на стратегическом и оперативно-стратегическом уровнях, то требуемый уровень усиления группировок авиации и войск ПВО определялся не на основе комплексного подхода, учитывающего взаимосвязь действий авиации и войск ПВО, а на основе подхода, при котором состав группировок авиации и войск ПВО определялся изолированно, без учета их взаимного влияния.

Для обеспечения стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО необходимо решить ряд проблемных вопросов, которые можно условно разделить на семь групп. Первая группа вопросов связана с анализом и оценкой объектов обороны, определением приоритетности их прикрытия в системе ПВО, объектов удара – приоритетности их поражения нашей авиацией, анализом возможностей существующей группировки авиации и войск ПВО в регионе конфликта, определением состава войск (сил) ее усиления.

Проведенные исследования показывают, что определение требуемого уровня усиления группировок авиации и войск ПВО в регионе конфликта необходимо проводить на основе комплексного подхода, учитывающего такие факторы, как соотношение ударных сил, объектов обороны сторон, состава, боевых возможностей войск ПВО противника и нашей стороны.


В случае перегруппировки войск (сил) ПВО на относительно небольшие расстояния, соединения и части могут выдвинуться в район оперативного предназначения своим ходом.
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Вторая группа вопросов связана с определением "регионов доноров", то есть регионов со стабильной обстановкой, откуда необходимо организовать перегруппировку авиации и войск (сил) ПВО в регион конфликта и с тем, какое количество войск (сил) можно "изъять" из состава группировок авиации и войск ПВО в этих регионах. Третья группа вопросов включает оценку влияния различных факторов на подготовку и проведение стратегической перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО.

При этом анализируется, как могут повлиять физико-географические и природно-климатические условия на проведение стратегической перегруппировки войск и определяется, что необходимо сделать, чтобы максимально воспользоваться ими или же компенсировать их отрицательное воздействие; всесторонне анализируется уровень развития инфраструктуры регионов в полосе перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО, в регионе конфликта и определяются в случае необходимости мероприятия по ее совершенствованию; оцениваются объекты транспортных коммуникаций, потенциально опасные объекты, их концентрация по отдельным регионам вдоль полос перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО и прогнозируется, какое влияние их разрушение может оказать на стратегическую перегруппировку войск (сил); также проводится анализ отношения местного населения к войскам.

Четвертая группа вопросов охватывает оценку возможностей по осуществлению межтеатровой перегруппировки.

Рассмотрению подлежат следующие частные вопросы:

  • возможности по перебазированию авиации летным и воздушным эшелонами и определение маршрутов (трасс) перелетов;
  • организация перевозки войск (сил) железнодорожным, речным и морским транспортом, а при необходимости своим ходом (маршем), определение направлений перевозки.

Пятая группа вопросов связана:

  • с оценкой возможностей войск (сил) ПВО по прикрытию транзитных передвижений войск по территории военных округов;
  • оценкой потребного количества войск (сил) ПВО для прикрытия объектов промышленности и транспортных коммуникаций, разрушение которых может затруднить стратегическую перегруппировку войск (сил);
  • организация управления авиацией и войсками (силами) ПВО в ходе перегруппировки и при развертывании в районе боевого предназначения и их всестороннего обеспечения.

Шестая группа вопросов связана с прогнозированием действий вероятного противника, направленных на срыв стратегической перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО. При этом частными вопросами являются:

  • анализ способов применения ВВС противника по воспрещению стратегической перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО; оценка возможностей ВВС противника по срыву стратегической перегруппировки войск (сил).

Седьмая группа вопросов связана с рациональным распределением войск (сил) усиления группировки авиации и войск ПВО в регионе конфликта. А именно: ЗРВ – по объектам, группам объектов, районам (направлениям); РТВ – по направлениям; сил истребительной авиации – по направлениям, аэродромам возможного базирования, по решаемым задачам; сил ударной авиации – по аэродромам возможного базирования, районам выполнения боевых задач (объектам ударов).

Проведенные исследования показывают, что при этом необходимо учитывать такие основные факторы, как оперативно-стратегическая важность объектов обороны (удара), их уязвимость, приоритетность по прикрытию в системе ПВО, а объектов удара – приоритетность поражения. Также необходимо учитывать основные характеристики объектов – геометрические размеры и их удаление от Государственной границы (линии боевого соприкосновения войск).

Для обеспечения стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО необходимо руководствоваться следующими закономерностями:

  • зависимостью стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО от уровня их боевой готовности;
  • зависимостью стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО от освоенных ими способов стратегической перегруппировки;
  • зависимостью стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО от уровня развития инфраструктуры в полосе перегруппировки войск (сил) и в регионе конфликта; зависимостью стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО от проведения комплекса мероприятий по обману противника.

Кроме этого необходимо руководствоваться следующими основными принципами обеспечения стратегической мобильности авиации и войск (сил) ПВО:

  • поддержание постоянной готовности формирований авиации и войск ПВО для незамедлительной перегруппировки в другой регион (ТВД, СН);
  • всесторонний анализ и учет факторов, влияющих на организацию и проведение стратегической перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО;
  • дифференцированный подход к определению состава войск (сил) усиления группировок авиации и войск ПВО в регионах возможных военных конфликтов (ТВД, СН) с учетом их особенностей;
  • упреждение противника в действиях, направленных на захват и удержание инициативы; адаптивность формирований авиации и войск (сил) ПВО к стратегическим перегруппировкам различными способами;
  • способность к ведению длительных, автономных боевых действий;
  • обеспечение надежной защиты авиации и войск (сил) ПВО в ходе перегруппировки, подготовки и ведения боевых действий;
  • размещение формирований авиации и войск (сил) ПВО в непосредственной близости от объектов транспортной коммуникации;
  • заблаговременное повариантное планирование перегруппировки формирований авиации и войск (сил) ПВО;
  • адаптивность формирований авиации и войск (сил) ПВО к интеграции в существующую в другом регионе (ТВД, СН) систему управления и обеспечения;
  • резервирование системы управления, обеспечения и связи в регионах возможных военных конфликтов, обеспечивающее их способность к приему различного состава войск (сил) усиления.

Комплексное решение указанных проблемных вопросов позволит обеспечить стратегическую мобильность авиации и войск (сил) ПВО.


Марат ВАЛЕЕВ
Полковник, кандидат военных наук

Опубликовано 10 января в выпуске № 5 от 2006 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?