Концепции

Необходимы принципиально новые КСА

Основой для создания объединенной системы боевого дежурства в рамках ОС ПВО должно стать создание объединенной автоматизированной информационной системы

Вниманию читателей журнала «ВКО» предлагаются основные требования к организации системы управления дежурными силами ПВО государств – членов ОДКБ, принципы, на основе которых возможно осуществить решение задач управления и предложения по совершенствованию системы управления дежурными силами ПВО государств – членов ОДКБ.

Углубление интеграции стран, входящих в состав ОДКБ, в области совершенствования противовоздушной обороны предположило создание и развитие объединенной системы (единых региональных систем) боевого дежурства по ПВО.

Эффективная система противовоздушной обороны – одна из составляющих обороноспособности любого государства, коалиции государств. Боевое дежурство по противовоздушной обороне – неотъемлемая часть этой системы.

Необходимы принципиально новые КСА
Одна из важнейших задач РТВ – радиолокационное обеспечение управления войсками. Это комплекс мероприятий, направленных на представление командиру, боевым расчетам командных пунктов данных о местонахождении, параметрах движения и других характеристиках воздушных целей и своих самолетов. На снимке – РЛС «Противник-ГЕ» на позиции одного из радиотехнических батальонов командования ПВО-ПРО.
Фото: Михаил Ходаренок

Боевое дежурство по противовоздушной обороне государств – членов ОДКБ является выполнением боевой задачи по охране воздушных границ в воздушно-космическом пространстве специально выделенным составом сил и средств.

Боевое дежурство по противовоздушной обороне является неотъемлемой частью объединенной системы ПВО государств – членов ОДКБ. Это дает возможность говорить о проблемах и перспективах развития боевого дежурства по противовоздушной обороне, имея в виду проблемы и перспективы развития ОС ПВО государств – членов ОДКБ.

Правильная организация, бдительное несение боевого дежурства, заблаговременное его планирование и поддержание в необходимой, определяемой подлетным временем противника степени готовности дежурных по противовоздушной обороне сил и средств, непрерывное и целенаправленное управление с целью своевременного выполнения боевых задач в любых условиях обстановки должны являться постоянной заботой командующих (командиров) и штабов, чьи силы и средства выделены для несения боевого дежурства по ПВО.

Необходимы принципиально новые КСА
Заместитель начальника связи – старший инженер отдела связи и АСУ штаба К ПВО-ПРО полковник Виталий Караваев на рабочем месте (кабина группы управления ЦУ К ПВО-ПРО – АСУ «Бастион-ЗА»). Фото: Михаил Ходаренок

Сложность задач, стоящих перед дежурными по противовоздушной обороне силами и средствами ПВО государств – членов ОДКБ, требует заблаговременной проработки вопросов организации управления и взаимодействия как при подготовке, так и в ходе несения боевого дежурства. Степень реализации боевых возможностей дежурных сил и средств по выполнению задач боевого дежурства находится в прямой зависимости от управления данными силами и средствами, уровня согласованности действий между ними. При этом эффективность выполнения задач боевого дежурства в значительной мере будет зависеть от того, насколько правильно и рационально создана система управления.

Необходимы принципиально новые КСА
Начальник ЦБУ ЦУ К ПВО-ПРО майор Виктор Курносов, старший помощник КДС по РИЦ ЦУ К ПВО-ПРО майор Сергей Грицук (кабина РИЦ ЦУ К ПВО-ПРО – АСУ «Бастион-ЗА») (справа налево). Фото: Михаил Ходаренок

К основным проблемам дальнейшего развития системы управления в настоящее время можно отнести:

  • низкая оперативность доведения до войск (сил) команд и сигналов боевого управления, разведывательной информации о воздушно-космической обстановке. Недостаточные возможности существующих средств автоматизации по формированию информации предупреждения;
  • недостаточные возможности системы связи по обеспечению устойчивого обмена данными в реальном масштабе времени;
  • низкий уровень сопряжения технических средств АСУ различной государственной принадлежности;
  • низкий уровень живучести и устойчивости системы управления. Слабая информационно-техническая совместимость средств автоматизации. Отсутствие средств автоматизации решения задач планирования операций (боевых действий) и управления повседневной деятельностью войск.

Для решения данных проблем требуется разработка средств автоматизации КП различных звеньев управления, в том числе создание новых технических средств, обеспечивающих совместную обработку информации о СВКН в интересах формирования сигналов предупреждения, создание единой сети обмена данными реального времени, увеличение пропускной способности и количества направлений обмена системы связи, развертывание системы подвижных полевых автоматизированных пунктов управления и узлов связи, совершенствование протоколов функционального взаимодействия, создание средств автоматизации решения задач планирования операций и управления повседневной деятельностью войск.

Необходимы принципиально новые КСА
Врио начальника РЛС 55Ж6-У радиотехнического батальона 9-го ртп 5-й дивизии ПВО командования ПВО-ПРО старший лейтенант Алексей Бачинин на рабочем месте. Фото: Михаил Ходаренок

К перспективным возможностям системы управления следует отнести:

  • получение в автоматизированном режиме на командных пунктах государств радиолокационной информации о воздушной обстановке над территорией регионов коллективной безопасности;
  • обеспечение радиолокационного контроля перебазирования авиации Военно-воздушных сил РФ в период нарастания военной угрозы на аэродромы, расположенные в других государствах – членах ОДКБ;
  • увеличение времени на принятие решения для вооруженных сил государств – членов ОДКБ;
  • взаимный обмен информацией о действиях войск (сил), входящих в состав ОС ПВО.

Кроме этого существует необходимость централизованного управления дежурными разнородными (разновидовыми) силами и средствами ПВО государств – членов ОДКБ как в пределах государственных границ, так и в регионах коллективной безопасности.

При решении задач управления дежурными по противовоздушной обороне силами и средствами ПВО государств – членов ОДКБ необходимо еще в мирное время предусмотреть на стратегическом и оперативном уровне распределение выделенных сил и средств соответственно по регионам, зонам, районам, на тактическом – целераспределение и выдачу указаний средствам поражения и подавления. Также необходимо предусмотреть создание единой системы управления, которая бы представляла собой совокупность функционально связанных между собой органов управления, пунктов управления, системы связи и АСУ, объединенных единым замыслом действий.

Необходимы принципиально новые КСА
Начальник РЛС 55Ж6 радиотехнического батальона 9-го ртп 5-й дивизии ПВО командования ПВО-ПРО старший лейтенант Денис Полозов (на переднем плане) на рабочем месте. Фото: Михаил Ходаренок

Эта система должна быть централизованной, иерархической и территориальной, адаптивной к условиям обстановки, способной к наращиванию и изменению состава, что должно обеспечиваться модульно-сетевым построением КСА отдельных элементов и АСУ в целом.

Так, по результатам проведенного моделирования действий зрп и зрбр при отсутствии централизованного управления из 60 самолетов уничтожено 49 с расходом 205 ракет, а при централизованном управлении все цели уничтожены и расход ракет меньше на 64% (на 81 ракету).

К управлению дежурными силами и средствами государств – членов ОДКБ необходимо также предъявлять требования устойчивости, непрерывности, оперативности и скрытности.

Устойчивость управления должна заключаться в способности органов управления выполнять свои функции в сложной воздушной и помеховой обстановке.

Непрерывность управления должна заключаться в постоянном влиянии органов управления на действия дежурных по противовоздушной обороне сил и средств государств – членов ОДКБ в интересах выполнения поставленных перед ними задач.

Оперативность управления должна заключаться в способностях органов управления решать задачи управления в короткие сроки, позволяющие решать поставленные задачи в условиях жесткого дефицита времени, быстро реагировать на изменения обстановки и своевременно влиять на действия дежурных по противовоздушной обороне сил и средств ПВО в интересах выполнения поставленных задач.

Необходимы принципиально новые КСА
Старший оператор РЛС 55Ж6 радиотехнического батальона 9-го ртп 5-й дивизии ПВО командования ПВО-ПРО рядовой Сергей Акишин (на переднем плане) на рабочем месте. Фото: Михаил Ходаренок

Скрытность управления должна заключаться в сохранении в тайне от противника принятой организации управления дежурными по противовоздушной обороне силами и средствами, основных мероприятий по подготовке и управлению иными силами при решении поставленных задач.

Исходя из вышесказанного согласованное решение задач управления дежурными по противовоздушной обороне силами и средствами государств – членов ОДКБ возможно осуществить на следующих принципах:

  • централизованное управление (единое руководство) в ОС ПВО в порядке, устанавливаемом главами государств – членов Договора о коллективной безопасности в стратегическом звене в сочетании с сохранением национального руководства в оперативно-тактическом звене;
  • оснащение органов управления средствами автоматизированного управления войсками, связи, разведки и РЭБ.

Для обеспечения действий истребительной авиации государства – члены ОДКБ должны выделять необходимое количество основных и запасных аэродромов и пунктов управления авиацией, перечень которых должен определяться двусторонними соглашениями о порядке взаимодействия дежурных сил и средств ПВО.

Командные пункты взаимодействующих сторон должны осуществлять обмен информацией о местонахождении и действиях ИА по воздушным судам, совершающим полет в направлении границы сопредельного государства.

Порядок применения дежурных сил и средств ПВО в интересах обеспечения охраны границ государств – членов ОДКБ в воздушном пространстве необходимо определять руководствами (положениями) по организации и несению боевого дежурства по противовоздушной обороне государств – членов ОДКБ, планом взаимодействия сил и средств ОС ПВО, а также двусторонними соглашениями о порядке взаимодействия дежурных сил и средств ПВО.

Необходимы принципиально новые КСА
Старший офицер РИЦ ЦУ К ПВО-ПРО капитан Дмитрий Вахрамов (кабина РИЦ ЦУ К ПВО-ПРО – АСУ «Бастион-ЗА»). Фото: Михаил Ходаренок

На ЦКП должна собираться информация оповещения о воздушной обстановке, осуществляться автоматизированный сбор данных о воздушных объектах, боевой готовности, боевых возможностях, состоянии и результатах боевого применения дежурных по противовоздушной обороне сил и средств ПВО государств – членов ОДКБ.

Органы Единой системы организации воздушного движения на территории государств – членов ОДКБ должны быть основными органами, регулирующими использование воздушного пространства и контролирующими его использование.

Планы воздушного движения необходимо согласовывать с Министерствами обороны государств – членов ОДКБ, на территории которых планируется использование воздушного пространства. Главные оперативные органы по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением должны обеспечивать представление в органы ПВО международных расписаний движения воздушных судов и подачу заявок на разовые (вне расписания) международные полеты воздушных судов государств – членов ОДКБ в соответствии с установленным порядком подачи заявок и сообщений.

О нарушениях порядка использования воздушного пространства при выполнении международных полетов органы ЕС ОрВД и Войска ПВО обязаны информировать Министерства обороны государств – членов ОДКБ, на территории которых произошло нарушение.

Координация действий по согласованию порядка использования воздушного пространства и его контролю целесообразно возложить на Главный центр Единой системы ОрВД и Центра кризисного реагирования, созданного в рамках ОДКБ. Контроль за воздушным пространством, оповещение войск и органов управления о воздушной обстановке требуется вести силами и средствами государств-членов в интересах своего государства и ОС ПВО.

Исходя из всего вышесказанного предложения по совершенствованию системы управления дежурными по противовоздушной обороне государств – членов ОДКБ можно сформулировать следующим образом:

  • в целях качественного несения боевого дежурства по противовоздушной обороне сил и средств государств – членов ОДКБ создать необходимую правовую базу сотрудничества в этой области военной деятельности;
  • управление дежурными по противовоздушной обороне силами и средствами ПВО государств – членов ОДКБ целесообразно осуществлять с соответствующих командных пунктов ПВО этих государств при координации действий всех сил и средств ПВО с Центра кризисного реагирования;
  • управление (единое руководство) дежурными по противовоздушной обороне силами и средствами в ОС ПВО целесообразно осуществлять централизованно в порядке, устанавливаемом главами государств – членов Договора о коллективной безопасности в стратегическом звене в сочетании с сохранением национального руководства в оперативно-тактическом звене;
  • действия дежурных по противовоздушной обороне сил и средств должны осуществляться в соответствии с разработанными и утвержденными Министерствами обороны государств планами действий дежурных по противовоздушной обороне сил и средств государств – членов ОДКБ;
  • для организации совместных действий дежурных по противовоздушной обороне сил и средств в границах ответственности взаимодействующих объединений (соединений) ПВО целесообразно разрабатывать частные планы совместных действий дежурных по противовоздушной обороне сил и средств, согласованные с командующими (командирами) объединений, соединений видов Вооруженных Сил государств – членов ОДКБ, от которых назначены силы и средства;
  • управление дежурными по противовоздушной обороне силами и средствами ПВО государств – членов ОДКБ должно быть автоматизированным во всех звеньях управления.

Для этого необходимы принципиально новые КСА управления войсками (силами) ПВО, которые в настоящее время разрабатываются.

Технической основой перспективных КСА должны стать ЭВМ и создаваемые на их основе локальные вычислительные сети, состоящие из отдельных модулей управления войсками и силами ПВО. Только в этом случае можно обеспечить техническую и информационную совместимость КСА ПУ соединений и частей ПВО всех видов ВС и создать единую территориальную систему управления действиями в районе ПВО.

В общем случае отдельные модули должны представлять собой автоматизированные рабочие места. Они должны обеспечивать работу каждого должностного лица органа управления района ПВО, отдельной функциональной группы.

Располагая соответствующим набором специализированных АРМ, способных объединяться в локальные вычислительные сети для обеспечения согласованной автоматизированной работы отдельных структурных элементов и в целом органа управления, можно будет строить техническую основу КСА пунктов управления любого звена независимо от количества, состава и организационно-штатной структуры как конкретного органа управления, так и управляемых сил ПВО.

Объем и количество решаемых задач, а также количество модулей в ЛВС КСА определяется функциями и задачами, решаемыми должностными лицами и функциональными группами пункта управления в зависимости от его места в системе управления района ПВО.

Для реализации управления распределением сил и средств ПВО по объемам пространства решения соответствующих задач КСА каждого пункта управления района ПВО должно состоять из двух функционально различных систем: системы интеллектуальной поддержки выработки решения и обеспечения планирования действий подчиненных войск и системы, обеспечивающей реализацию разработанных планов – системы управления подчиненными войсками в реальном масштабе времени.

До создания таких систем приходится управлять силами и средствами ПВО, используя существующие системы управления. В них используются информационные возможности КСА района ПВО и система связи. Распределение же сил и средств по объемам пространства решения задач ПВО производится неавтоматизированным способом.

Неавтоматизированное управление предполагает возложение сложной расчетной деятельности на лиц боевых расчетов КП. В то же время человеческие возможности ограниченны и не позволяют быстро (непосредственно в ходе ведения боевых действий) решать сложные оптимизационные задачи. Поэтому в таких условиях необходимо формировать объемы пространства, которые, с одной стороны, не требуют от лиц боевых расчетов КП проведения сложных расчетов в ходе боевых действий, а с другой – обеспечивают реализацию (хотя и не полную) боевых возможностей сил ПВО и их взаимную безопасность.

В целях качественного несения боевого дежурства по противовоздушной обороне сил и средств государств – членов ОДКБ необходимо проработать правовую базу сотрудничества в этой области военной деятельности.

При этом необходимо руководствоваться требованием, что основой для создания объединенной системы (единых региональных систем) боевого дежурства в рамках ОС ПВО должно стать создание объединенной (единых) автоматизированной информационной системы (систем) и объединенной (единых) автоматизированной системы (систем) управления и взаимодействия войск (сил) ПВО (ВВС и ПВО) государств – членов ОДКБ.

Андрей Владимирович Липихин,
слушатель Военной академии Генерального штаба ВС РФ (г. Москва), генерал-майор
Игорь Николаевич Панков,
доцент кафедры Военной академии воздушно-космической обороны (г. Тверь), кандидат военных наук
Борис Давыдович Блицман,
адъюнкт Военной академии воздушно-космической обороны (г. Тверь), капитан

Опубликовано 3 июня в выпуске № 3 от 2015 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?