Геополитика

Узел противоречий

Геостратегическое измерение проблем безопасности Кавказского региона
Анализ политической и экономической ситуации в Кавказском регионе показывает, что в силу ряда неблагоприятных для России причин этот регион превращается в крупный геостратегический узел противоречий мировой политики и экономики

Кавказ продолжает оставаться одним из самых многонациональных регионов мира. На сравнительно небольшой территории проживают десятки народов различных по своему территориальному, экономическому, демографическому потенциалу, имеющие различные этнокультурные традиции. Поэтому, он является одним из самых неспокойных регионов, где столкновения противоречащих национально-политических интересов соседствующих народов в ряде случаев уже приводили к жестокой межнациональной конфронтации с трагическими последствиями.

В настоящее время новые вызовы и угрозы на Кавказе представляют собой латентную системную угрозу России, следствием которой могут быть резонансные региональные вооруженные конфликты с последующим политическим кризисом межгосударственных отношений.

В свою очередь, геополитическая и экономическая важность этого региона диктуют необходимость проведения в отношении северокавказских субъектов России и государств Закавказья активной, взвешенной и прагматичной политики, ориентированной на обеспечение жизненно важных интересов России и безопасности государства на южном стратегическом направлении.

Для ее реализации в отношении краев, областей и северокавказских республик России необходимо выполнение целого спектра следующих задач:

- сохранение сложившегося политико-административного и национально-территориального единства российской части Кавказского региона;

- предотвращение межэтнических конфликтов между народами Северного Кавказа, урегулирование осетино-ингушского конфликта и ликвидация его последствий;

- пресечение попыток реализации создания на юге России некоего «укрупненного региона» в составе Чеченской Республики, Ингушетии и Дагестана;

- экономическая интеграция северокавказских субъектов и государств Закавказья.

В отношении государств Закавказья:

- сохранение дружественных, взаимовыгодных, добрососедских отношений с Грузией (хотя после 8 августа 2008 г., надо отметить, эти отношения испорчены очень надолго), Арменией и Азербайджаном, недопущение их вовлечения в антироссийскую коалицию государств на экономической или военно-политической основе;

- содействие сохранению территориальной целостности Грузии (теперь уже за вычетом Абхазии и Южной Осетии), Армении и Азербайджана, политической стабильности и предсказуемости военно-политического курса закавказских государств;

- урегулирование армяно- азербайджанского конфликта из-за Нагорного Карабаха, снижение уровня напряженности (в том числе военного характера) вблизи границ России.

В этой связи основой обеспечения стратегических интересов России на Кавказе будет являться поддержание стабильной, отвечающей интересам России и других стран Кавказского региона военно-политической, социальной и экономической обстановки, развитие и углубление союзнических отношений со странами Закавказья, обеспечение условий, потенциально способствующих надежной обороне южных границ России на длительную перспективу.

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Усиление роли России в международных делах, укрепление позиций российских компаний на глобальных рынках, продолжающаяся политическая и социально-экономическая консолидация российского общества позитивно влияют на возможности страны по обеспечению безопасности и стабильности в Кавказском регионе.

Очевидно, что успешное наращивание антитеррористического потенциала (в том числе применительно к Чеченской Республике), принимаемые меры по стабилизации ситуации в этом субъекте, лишают конкурентов России важного рычага деструктивного воздействия на обстановку в северокавказских республиках и сужают их возможности по муссированию чеченской темы на международной арене.

В этой связи особую опасность представляет тактика контролируемой дестабилизации отдельных стран и целых регионов нынешней администрацией США с целью установления над ними своего контроля. При определенных условиях этот метод, апробированный американцами и их союзниками на пространстве Ближнего и Среднего Востока (Ирак, Ливан и т.д.), может быть ими использован и на Кавказе. Не исключено, что попытки ослабления России через дестабилизацию ее отдельных регионов могут стать одним из основных инструментов «сдерживания» России на ее внутреннее развитие и внешнеполитический курс.

Примером тому является фактический отказ под различными предлогами сотрудничать с Россией по вопросам выдачи лиц, подозреваемых в причастности к деятельности банддвижения на российской территории, и открыто занимающихся подстрекательством к терроризму (А. Закаев, И. Ахмадов, О. Фирзаули и др.). Видно нежелание ряда ведущих западных государств воспрепятствовать проведению на своей территории пропагандистских мероприятий антироссийской направленности с участием лиц, подозреваемых в России в причастности к терроризму (пример – регулярное проведение Джеймстаунским фондом в США семинаров с участием М. Вачагова).

Обладание информацией о состоянии дел в регионе, о наличных и потенциальных конфликтах, лидерах общественных объединений и движений – важнейший элемент влияния. В настоящее время достаточно широко развита сеть социального и этнополитического мониторинга, осуществляемого иностранными организациями на территории Кавказа, позволяющая вести почти бесконтрольный сбор и анализ социально-политической и этнополитической информации в данном регионе.

Одним из факторов, который может оказать влияние на обстановку в Кавказском регионе, следует отметить эволюцию отношения к этому региону России в арабо-мусульманском мире. В целом на уровне правительств удалось сократить попытки оказания политической, моральной или иной поддержки сепаратистам. Вместе с тем потенциал «враждебности» России (в силу единства религии) по-прежнему эксплуатируется международными террористами в своих интересах (например, вербовка боевиков для пересылки в Чечню).

Следует также учитывать, что такие страны, как Иран, которые до сих пор имеют взвешенную позицию в ситуации на территории Кавказского региона России, могут, в случае подключения России к санкциям в отношении них, пересмотреть свои подходы. Этот фактор необходимо учитывать при просчете возможных последствий тех или иных действий России в отношении Ирана.

Вызывает серьезные опасения в сфере поддержания стабильности на Кавказе провокационная антироссийская линия режима Михаила Саакашвили. На фоне интенсифицированного диалога между НАТО и Грузией, соответствующего дипломатического прикрытие в ООН и ОБСЕ, можно предположить об скоординированной стратегии на выдавливание России из Закавказья.

Конечной целью альянса являются попытки ослабления России путем дестабилизации ситуации на ее южных рубежах. Преследуется основная цель – создание негативного образа России в мировом и европейском общественном мнении, создание серьезных препятствий в реализации Россией выработанной стратегической политики в отношениях с Евросоюзом.

Российско-грузинские отношения и ранее носили напряженный характер. Но после пятидневной войны августа 2008 г. по инициативе Тбилиси произошел разрыв дипломатических отношений, что свело практически к нулю вообще какие-либо внешнеполитические контакты. Стороны не церемонились в выражениях по отношению друг к другу.

Грузинское руководство неуклонно ориентируется на Запад, планирует вступление в НАТО и Евросоюз, укрепляет военно-политические отношения с США. Ранее Тбилиси добился вывода российских баз со своей территории. Это создает серьезные политические и экономические проблемы и риски (и прежде всего для Грузии). В тоже время эта конфронтация не в интересах самой России и ее союзников на Кавказе.

К числу не менее важных внешнеполитических факторов, определяющих интересы России, можно также отнести:

- вовлеченность народов Северного Кавказа в вооруженные конфликты за пределами России;

возрождение исторической этнокультурной ориентации ряда народов Северного Кавказа на Турцию и Иран;

- угроза роста политического и религиозного экстремизма в регионе.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

Общенациональные интересы России на Кавказе в настоящее время представляют собой совокупность:

- традиционных государственных интересов, имманентно присущих любому государству и определяющихся самой сущностью государства;

- интересов, порожденных современным историческим этапом развития российского государства, который можно определить как переходный период от унитарного тоталитарного к демократическому федеративному государству;

интересов, порожденных изменением внешнеполитического положения России, распадом СССР и образованием в ближайшем окружении России независимых государств, а также общей перестройкой межгосударственных отношений в мире, переходом от блоковой конфронтационной внешней политики к международному сотрудничеству.

К нетрадиционным национальным интересам России, которые становятся актуальными сегодня, можно отнести:

- построение демократического правового государства, основанного на плюрализме форм собственности и общечеловеческих ценностях - жизненно важный интерес России;

- преобразование системы национально-государственного устройства России (переход от унитарно-имперского к демократическому федеративному государству) как единственный путь сохранения межнационального консенсуса и целостности государства;

- мирный раздел наследства бывшего СССР, создание такой системы отношений с новыми независимыми государствами, которая обеспечивала бы безопасность границ России, исключала бы враждебную по отношению к России деятельность третьих стран в этом регионе, гарантировала бы там права нацменьшинств и российских граждан, способствовала сохранению политического и культурного влияния России и защите ее экономических интересов.

Сочетание традиционных и нетрадиционных интересов определяет общенациональные интересы России в Кавказском регионе.

Экономические интересы России определяются кроме вышеперечисленных факторов также ролью Кавказа как целостного природно-хозяйственного комплекса, интегрированного в экономику России, а также существованием тесных экономических связей между предприятиями Северного Кавказа и предприятиями других регионов Российской Федерации, стран Закавказья и СНГ.

Для сохранения сложившихся экономических отношений и связей российской части Кавказского региона с Грузией, Арменией и Азербайджаном целесообразно расширение рынка сбыта российских товаров в государствах Закавказья; использование производственных мощностей Грузии (тут в рамка возможного), Армении и Азербайджана (особенно в области авиастроения, судостроения, транспортного машиностроения, электроники, промышленности средств связи) для обеспечения комплектующими производства в России некоторых видов продукции, в том числе оборонного значения; обеспечение транспортных связей Российской Федерации через области и края Юга России с государствами СНГ, Южной и Юго-Восточной Европы, а через северокавказские республики - со странами Ближнего и Среднего Востока.

Приоритетной задачей в области социально-политическиих интересов является защита интересов русскоязычного населения на Северном Кавказе (около 25% из общей численности населения северокавказских республик в 5,5 млн. человек) и в Закавказье (более 5% от общей численности населения в закавказских государствах в 15 млн. человек), путем сохранения культурных и этнических связей между областями и краями Юга России, северокавказскими республиками России и Грузии, Армении, Азербайджана.

Так же важно закрепление роли России как ядра СНГ и подтверждение ее возможностей по мирному урегулированию этнотерриториальных конфликтов в пределах Содружества.

В настоящее время на Северном Кавказе и государствах Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия) наблюдается ярко выраженный процесс дерусификации. А в ряде республик, в частности, в Чеченкой Республике, республиках Ингушетия и Дагестан, произошел почти полный исход русского населения. Так, за период с 1989 по 2006 гг. на Кавказе численность русских сократилась более чем на 1 млн. чел.

Общими причинами оттока русского населения являются: распад бывшего СССР; экономический кризис; безработица; открытые вооруженные конфликты или близость «горячих точек»; противоречия между кавказскими народами и вовлечение в них русского населения; расслоение населения по этническому и имущественному признаку; отсутствие социальных перспектив для славянского населения. Вывод российских военных баз с территории Грузии также способствует оттоку славянского населения.

В связи с обвальным сокращением русского населения в северокавказских республиках России под угрозой оказывается территориальная целостность и единство России. Наблюдается тенденция формирования моноэтнических и монокультурных обществ. В свою очередь это приводит к усилению местных лидеров и изоляции местного населения от российского общества и тем самым снижается управляемость этих субъектов со стороны центра.

Во внутриполитической области Россия заинтересована в недопущении дестабилизации обстановки в стране, реализации правительственной программы реформ, межнациональному миру в России, а также сложившейся системе национально-государственного устройства России. В целях поддержания внутренней стабильности в стране Москва заинтересована в скорейшем разрешении всего комплекса противоречий, накопившихся в Кавказском регионе, гармонизации межнациональных отношений, урегулировании территориальных конфликтов на Кавказе и создании такой системы взаимоотношений между центром и субъектами федерации и последних между собой, которая бы максимально отвечала интересам всех заинтересованных сторон.

Общегосударственные интересы определяются повышенной криминогенностью региона, наличием здесь организованной преступности, высокой степенью коррумпированности институтов власти, распространением оружия и наркотиков.

С точки зрения военной политики общегосударственные интересы России в Кавказском регионе определяются присутствием в нем воинских и пограничных частей, а также военно-стратегическим положением Северного Кавказа в системе обороны России. На период, требуемый для стабилизации общественно-политической ситуации, количество находящихся здесь войск и вооружений целесообразно поддерживать на необходимом уровне. В сфере государственной безопасности общенациональные интересы определяются статусом территории как южной границы России. Следует отметить высокую активность на Северном Кавказе эмиссаров иностранных государств, деятельность общественно-политических организаций экстремистской ориентации, а также организаций, связанных с криминальным миром, повышенную опасность распространения из региона оружия.

В настоящее время особые статус и значение Кавказского региона определяются:

- выгодным экономико-геогра-фическим положением региона, расположенного на перекрестках коммуникаций, которые связывают Европу со странами Юго-Западной, Южной и Средней Азии, а также обеспечивающим выход к трем морям и имеющим достаточно протяженную береговую линию;

- богатым природно-ресурсным потенциалом региона, обеспечивающим в настоящее время потребности экономики России;

развитой транспортной сетью региона, являющейся составной частью транспортной системы России, обеспечивающей прямую морскую и сухопутную связь России со странами Закавказья и Юго-Западной Азии и интегрированной в транспортную сеть СНГ;

- демографическим потенциалом региона, характеризующимся его трудоизбыточностъю;

- развитой промышленностью;

- благоприятными условиями для сельскохозяйственного производства;

- значением региона как главной курортно-рекреационной базы России.

НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Важной задачей в обеспечении стратегических интересов в области национальной безопасности России в Кавказском регионе является противодействие использованию региона в качестве внешней базы для сил северокавказского сепаратизма, особенно со стороны Чеченской Республики, в том числе, с использованием исламского фактора.

В этой связи необходимо проведение соответствующей целенаправленной работы в рамках ООН, ОБСЕ, других международных организаций, включая неправительственные и общественные, а также в двусторонних отношениях с заинтересованными странами. Одновременно важно вести линию на консолидацию и наращивание пророссийских общественно-политических сил Кавказского региона.

Существенная роль в обеспечении безопасности, предотвращении потенциальных угроз и защите интересов России с южных рубежей Кавказского региона принадлежит отношениям с Турцией, которая в конце 1990-х гг., в сущности, заняла место регионального центра силы. Необходимо использовать наработанный за последние годы потенциал двустороннего сотрудничества для перевода российско-турецких отношений на уровень партнерских. Одновременно разработать и осуществлять на постоянной основе меры политического и экономического характера по противодействию попыткам Турции стимулировать сепаратизм на Северном Кавказе.

Важно продолжать оправдавший себя курс на развитие партнерских отношений с Ираном. Заслуживает поддержки намерение новой администрации президента Хатами в Иране на сохранение стратегического сотрудничества с Россией. Особое внимание следует обратить на взаимодействие с Ираном в решении вопросов региональной безопасности в бассейне Каспийского моря, совместного использования инфраструктуры Ирана на каспийском побережье, проработки совместных инициатив по ограничению присутствия третьих стран на Каспии.

Необходимо предусмотреть схему активных действий в отношении государств, допускающих недружественные или ущемляющие интересы России действия в Кавказском регионе, в том числе, в поддержку чеченских сепаратистов, с использованием, как дипломатических каналов, так и других рычагов воздействия (курдская проблема в отношении Турции, экономические возможности, активная работа с неформальными организациями и политическими партиями, и т.д.).

Также следует активно задействовать в интересах национальной безопасности России инициативы по региональной и субрегиональной интеграции в Кавказском регионе и использовать в этих процессах положительный опыт субрегионального сотрудничества (в том числе, в рамках Совета Баренцева Евроарктического региона, Совета государств Балтийского моря, а также программ и финансовых источников Европейского Союза). Особое место должно занять использование для этих целей участия России в деятельности Черноморского экономического сотрудничества и в Черноморском банке торговли и развития.

Нестабильность ситуации в регионе является также следствием нарушения территориальной целостности Азербайджана и Грузии в результате межэтнических конфликтов. Наряду с тремя суверенными и признанными странами региона – Азербайджаном, Арменией и Грузией, де-факто существуют три самопровозглашенных государства (два из которых уже признаны – Россией и Никарагуа) – Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия.

В настоящее время сохраняется потенциально опасная ситуация на постсоветском пространстве (особенно в Кавказском регионе) в виду разделения народов, ранее проживавших на территории бывшего СССР. Например, лезгины Дагестана и Азербайджана, этнические русские Крыма и Донбасса, лезгины Северной и Южной Осетии.

Недовольство крупных диаспор своим статусом в любой из бывших советских республик может повлечь за собой активизацию национальных движений за самоопределение (объединение с родиной), выход из состава государства, присоединение к другому государству.

Межэтнические столкновения могут превратиться в полномасштабную войну между государствами (Армения-Азербайджан из-за Нагорного Карабаха) или в военные действиями внутри страны.

Такие конфликты вызывают и стимулируют реальную опасность вмешательства в дела региона третьих стран (США в Грузии), использование ими конфликтной ситуации в своих целях.

Несмотря на то, что закавказские конфликты, благодаря миротворческим усилиям России, переведены из военной стадии в политическую (соблюдается прекращение огня, созданы соответствующие переговорные механизмы), взрывоопасная ситуация сохраняется.

В этой связи для интересов национальной безопасности России на Кавказе представляется важным вести дело к созданию в регионе зоны мира и добрососедства, укреплять ключевую роль России в миротворческой деятельности, участвовать в гуманитарной помощи, не ограничиваясь в этом регионе только пространством бывшего СССР.

В урегулировании конфликтов в Закавказье необходимо активно сотрудничать с международными механизмами, прежде всего с ООН и ОБСЕ, без ущерба для интересов России, ее нынешней миротворческой роли.

Акцентируя решающее значение в мирном урегулировании усилий самих конфликтующих сторон, России следует избегать принятия на себя функций единственной миротворческой силы, ни в коем случае не принимать на себя «полицейские» функции. Целесообразно также вести линию на задействование механизмов СНГ в миротворческой деятельности в Кавказском регионе. Важно противодействовать попыткам руководства и экстремистских элементов в государствах Закавказья решать проблемы конфликтов силовыми методами.

Долгосрочная стратегия России в отношениях с Азербайджаном, Арменией и Грузией должна исходить из необходимости активного сотрудничества с ними с перспективой выхода на устойчивое стратегическое партнерство.

Основными направлениями в определении стратегии России в сфере обеспечения ее безопасности являются:

- развитие военной инфраструктуры, объектов тылового и технического обеспечения группировки войск Северокавказского военного округа, реформирование организационно-штатной структуры войск и сил Вооруженных Сил и других войск, развернутых на территории СКВО, в том числе в целях создания мобильных сил оперативного реагирования; переход в границах СКВО на единую систему тылового, технического и иных видов обеспечения группировок войск и сил Вооруженных Сил и других войск;

- усиление мер по охране и обороне государственной границы России на Кавказе, совершенствование системы контроля проходов и переходов в очагах потенциальных конфликтов, повышение эффективности мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой оружия и наркотиков;

- развитие военного-политического сотрудничества со странами СНГ Кавказского региона – Арменией, Азербайджаном;

создание и совершенствование деятельности межнациональных миротворческих сил, разработка национальных и региональных механизмов принятия военно-политических решений на проведение миротворческих операций в регионе;

- развитие региональной системы коллективной безопасности, в том числе региональной коалиционной группировки вооруженных сил стран СНГ – участников Договора о коллективной безопасности.

Для реализации данной стратегии необходимо:

- совершенствовать работу по сближению и согласованию национальных законодательств России и ее региональных партнеров по Договору о коллективной безопасности стран СНГ в области обороны;

- развивать единые региональные оборонные системы (ПВО, ПРО, связи, разведки и др.), системы управления воздушным движением, а также метеорологического и иных видов обеспечения;

- развивать со странами Закавказья кооперационные связи в производстве вооружений и военной техники, военно-научной области, подготовке военных и специальных кадров;

- создавать благоприятные условия для расширения экспорта российских вооружений и военной техники в страны Закавказья;

- разработать финансово-экономические механизмы долевого финансирования региональных мероприятий коллективной безопасности;

- сохранять военное присутствие России в регионе, в том числе для осуществления миротворческих функций, закрепляя при этом ключевую роль России в мирном урегулировании конфликтов в Закавказье, в том числе при содействии ООН и ОБСЕ;

- развивать усилия по международно-правовому оформлению государственной границы России на Кавказе, в том числе обеспечить делимитацию и демаркацию границ с Азербайджаном и Грузией.

Продолжение следует.
Евгений Григорьевич НИКИТЕНКО
генерал-майор

Опубликовано 22 января в выпуске № 6 от 2008 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?