Библиотека

Зенитная управляемая ракета hs -117 «шметтерлинг»

В конце 1944 г. на гигантском подземном заводе вблизи Нордхаузена велась кропотливая подготовка к запуску в серийное производство зенитной управляемой ракеты фирмы «Хеншель» - HS-117 «Шметтерлинг» («Бабочка»). Ракета разрабатывалась фирмой с 1941 г., руководил работами доктор Вагнер.

Совершившая свой первый полет в мае 1944 г., ракета имела цельнометаллическую конструкцию и внешне напоминала самолет со стреловидным среднерасположенным крылом и обычным хвостовым оперением. Ее носовая часть имела весьма своеобразный вид - впереди она разделялась на два расположенных рядом несимметричных обтекателя, в левом из которых находилась боевая часть с неконтактным взрывателем, а в правом - генератор электрического тока, приводившийся в действие во время полета крыльчаткой.

Небольшой цилиндрический отсек был оборудован радиоаппаратурой системы наведения ракеты на цель, а всю среднюю часть занимали баки с топливом и баллон со сжатым до 205 атмосфер воздухом для вытеснительной подачи топлива в камеру сгорания двигателя.

В качестве двигателя предусматривалось использование жидкостного ракетного двигателя БМВ 109-558 или «Вальтер» 109-729. В случае установки БМВ 109-558, который в заправленном состоянии весил 158 кг, а в сухом - 84 кг, баки заполнялись 98% азотной кислотой и смесью «Тонка-250».

Компоненты топлива подавались в камеру сгорания сжатым воздухом, при этом азотная кислота предварительно проходила через полости в стенках камеры сгорания и сопла, предохраняя их тем самым от перегрева.

Двигатель БМВ 109-558 работал в двух режимах. В течение первых 20-25 секунд полета он развивал максимальную тягу около 380 кгс, а затем топливная аппаратура автоматически сокращала подачу топлива, уменьшая таким образом тягу до 60 кгс, что было достаточно для полета ракеты с маршевой скоростью до 210 м/с. В этом режиме двигатель работал примерно 90 секунд.

Применявшийся в другой модификации ракеты жидкостный ракетный двигатель «Вальтер» 109-729 работал на азотной кислоте и керосине. В подготовленном к работе состоянии он весил 150 кг, сухой вес составлял 65 кг.

В этом двигателе также использовалась вытеснительная система подачи топлива, а азотная кислота применялась также для охлаждения камеры сгорания и сопла.

Особенностью двигателя было то, что в момент запуска компоненты топлива при их соединении в камере сгорания поджигались с помощью так называемого пускового топлива (фурфурилового спирта), помещенного в ограниченном с двух сторон разрывными мембранами участке топливной магистрали.

При запуске мембраны разрывались, пусковое топливо вытеснялось керосином в камеру сгорания, где происходило смешивание всех компонентов топлива и их воспламенение.

Максимальная тяга двигателя, развиваемая им при запуске, составляла 375 кгс. Во время полета она могла изменяться в довольно широком диапазоне, благодаря наличию в камере сгорания двух рядов форсунок, из которых один ряд работал постоянно на полном расходе, а подача топлива в форсунки второго ряда регулировалась специальной аппаратурой.

На ракете HS-117 эта аппаратура была настроена на обеспечение скорости полета 210 м/с. В режиме максимальной тяги двигатель работал в течение 10 секунд, а после переключения на тягу 60 кгс - примерно 70 с.

Запуск ракеты должен был производиться с установленной под определенным углом направляющей с использованием двух стандартных стартовых ускорителей «Шмиддинг» 109-553.

Один из этих ускорителей размещался сверху фюзеляжа, а другой - снизу. Для предотвращения повреждения хвостового оперения факелами пламени, сопла ускорителей были повернуты на 30 град от продольной оси.

Кроме запуска с подвижной наземной пусковой установки, был отработан также запуск ракеты с самолета.

На стадии проектирования ракету HS-117 предполагалось оснастить инфракрасной или акустической головкой самонаведения, однако ко времени проведения испытаний эти головки не были доведены до приемлемого технического уровня, и на ракету установили относительно простую радиокомандную систему наведения с оптическим наблюдением за ракетой.

Для этой цели в кормовой части хвостового отсека был оборудован трассер, за которым через специальный прибор наблюдал оператор и с помощью ручки управления наводил ракету на цель. Положения ручки управления преобразовывались в радиокоманды, которые воспринимались расположенным в носовой части ракеты приемником, дешифровались, усиливались и поступали на серводвигатели органов управления ракетой.

Проводившиеся во второй половине 1944 г. испытания ракеты (всего было произведено более 80 запусков) показали ее пригодность для поражения воздушных целей на малых и средних высотах.

Это позволило принять решение о запуске ракеты в серийное производство. Начиная с января 1945 г. подземный завод в Нордхаузене должен был ежемесячно выпускать до 3000 ракет HS-117.

Одновременно с развертыванием их серийного производства началось формирование первых 70 батарей, которые планировалось вооружить этими ракетами и привести тем самым в боевую готовность к концу 1945 г.

Хотя немецкие зенитчики не успели применить ракеты в боевой обстановке, до конца войны было изготовлено значительное количество ракет HS-117, которые попали в руки советских войск и их англо-американских союзников и по окончании войны подверглись тщательному изучению.

В СССР ракета испытывалась на полигоне Капустин Яр под обозначением Р-105 и, по отзыву известного ракетчика В. Казанского, продемонстрировала при этом чрезвычайную маневренность: «При первых пусках все были поражены этим ее качеством, ее действительно порхающим полетом (напоминающим бабочку), крутыми виражами на высоте 300-350 м. И поначалу относили это за счет действия системы управления и искусства нашего оператора. И даже военные поддались этому чувству. Летала она долго - минуты 3-4, уходила в сторону, затем возвращалась, делала несколько восьмерок, причем все это сопровождалось ревом ее ракетного двигателя, потом снова уходила в степь, пока не кончался запас топлива.

Однако вскоре наблюдавшие специалисты стали отмечать некоторое расхождение между движениями ручки управления у оператора и маневрами ракеты. Когда на четвертом или пятом пуске она заложила совершенно фантастическую петлю и умчалась в сторону технической позиции, где любители острых ощущений чуть не поломали себе шеи (поскольку в нарушение инструкции вылезли на крышу сборочного ангара), испытания решили прервать до особых распоряжений».

По книге В.Н. Шумкова «Вермахт» – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 448 с.

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?