9 ноября, 2012
ВСЯ МОЯ СЛУЖБА В МОСКОВСКОМ ОКРУГЕ ПВО
Юрий ПРЯДКО
Прядко Юрий Леонидович (род. в 1933 г.), полковник в отставке, начальник оперативного управления заместитель начальника штаба Московского округа ПВО. Окончил Батайское военное авиационное училище летчиков, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, ВАК при академии Генерального штаба. В войсках округа (с февраля 1954 г. по июль 1984 г.) прослужил от летчика до заместителя начальника штаба округа, освоив должности начальника штаба ИАП, корпуса ПВО. Награжден орденами и медалями Союза ССР.
1954 год. Февраль. Мы, семь молодых выпускников Батайского военного авиационного училища летчиков имени Серова, прибыли служить в 181-й гвардейский краснознаменный Сталинградский истребительный авиационный полк (п. Секерино, в 7 км от Костромы). Хотя мы были вторым послевоенным пополнением, пилоты полка, в большинстве своем фронтовики, приняли нас без особого энтузиазма. Ну, прибыли и прибыли. А для командования прибавилась головная боль: где разместить молодежь?
Три 12-квартирных ДОСа, несколько финских домиков – вот и весь жилой фонд полка и частей обеспечения. Летный состав еще более-менее обеспечен комнатами (а не квартирами), но техники жили в городе на частных квартирах.
Солдаты и сержанты размещались в сборно-щитовых казармах кубрикового типа. Очаг культуры (библиотека и помещение для просмотра фильмов), именовавшийся клубом, располагался в бревенчатой постройке, метко окрещенной «культ–сараем».
Над размещением мы долго не думали. В самом большом финском доме на веранде поставили восемь солдатских кроватей с постельными принадлежностями и установили печку-буржуйку. Прикомандировали к нам рядового Антонюк, который помогал нам стойко переносить тяготы и лишения быта, стал нам, как мать родная. Получив зимнее, летнее обмундирование, задумались – где его хранить? (о высотных домиках тогда и понятий не было). Каждый из нас днем свое имущество держал под своей кроватью, а ночью кое-что из него набрасывал на себя для утепления.
Но мы были без претензий, понимая, что все это – временные неудобства. Тем более, что в гарнизоне уже сдавались типовая казарма и столовая для личного состава, ожидалось строительство десяти 4-х квартирных домов.
С гордостью мы восприняли свою службу в таком прославленном боевом полку, сделавшем значительный вклад в дело разгрома фашистской Германии. Достаточно сказать, что в его составе воспитано семь Героев Советского Союза. Об одном из них расскажу подробнее.
Майор Кузьмин Георгий Павлович по отзывам боевых однополчан был человеком запредельного мужества, воли и силы духа, непреклонным и виртуозным воздушным бойцом. Его ратные подвиги достойны присвоения высшей награды.
Уже в июне 1941 г. в седьмом боевом вылете в районе Витебска с короткой дистанции он сбил бомбардировщик противника, а когда кончился боезапас, таранил в хвост второй немецкий самолет. Свою поврежденную «Чайку» приземлил на аэродром. Это был один из первых успешных таранов.
19 ноября, сбив два неприятельских самолета в тяжелом воздушном бою, летчик был ранен в ноги, но посадил пострадавший самолет на лесной поляне. Долгое время полз, пока его не подобрали местные жители. Отлежавшись несколько дней, Георгий решил пробираться к своим и, превозмогая боль, с кровоточившими ранами добрался до линии фронта, где попал в плен к немцам и был брошен в лагерь. Однако через несколько дней, разработав план побега, выбрал удачный момент, убил часового и скрылся. Установив связь с партизанами, начал с ними участвовать в боевых операциях, а затем сумел перейти к своим действующим войскам.
Врачи госпитализировали Кузьмина и, определив его состояние, как крайне тяжелое, решились на ампутацию ног. Потеряв обе ступни, он уже через три месяца вернулся в строй и в марте 1942 г. приступил к боевой работе в должности командира эскадрильи 239-го полка (это номер нашего полка до присвоения ему звания «гвардейский»), 18 августа 1943 г. в одном из боев Герой Советского Союза майор Г.П. Кузьмин погиб.
С волнением слушают ребята подшефных школ на уроках мужества мой рассказ об этом удивительном человеке, мужественно и беззаветно служившего его своему народу и отдавшему свою жизнь за освобождение страны от фашистской нечисти.
Подошло время, и наш полк приступил к переучиванию на МиГ–17. Новых самолетов на всех не хватало. Учитывая, что мы выпускались из училища на МиГ– 15, прошли полный курс летной подготовки на этом типе, МиГ–17 осваивать было не сложно. Он, мало чем, отличался от своего предшественника. К тому же, нам дали солидную подготовку по приборам под шторкой на Як–11. С поступлением достаточного количества МиГ–17 освоение его пошло интенсивнее. Вскоре нас стали привлекать к боевому дежурству днем в ПМУ в составе звеньев.
Где-то в сентябре 1955 г. прибыл новый командир полка подполковник Пискунов Иван Владимирович. Отличный летчик, хороший организатор, спокойный, уравновешенный человек. Всех поразило такое редкое для авиации явление – у него в разговоре полностью отсутствовала ненормативная лексика... С приходом Ивана Владимировича стали больше летать, повысилось качество летной подготовки.
Большую помощь полку оказывало руководство дивизии. Командир дивизии, молодой полковник Кузнецов Василий Андреевич (впоследствии командующий авиацией округа), начальник политотдела подполковник Макеров Иван Владимирович, только что назначенный после академии, полку уделяли постоянное внимание.
Я в то время был секретарем комсомольской организации эскадрильи. Так получилось, что я первым из полка познакомился с новым начальником политотдела, когда на Як–12 прилетел за ним в Иваново, чтобы доставить его в гарнизон. Первая и последующие встречи, беседы с ним, наблюдения за тем, как он ведет себя с людьми, сразу выделили его среди других политработников. Неослабное вн