16 октября, 2012
ВОЛШЕБНАЯ ПОРА ЖИЗНИ
Геннадий КОЛУПАЕВ
Геннадий Васильевич Колупаев (род. в 1929 г.), генерал-майор авиации в отставке, заместитель командующего авиацией Московского округа ПВО. Начал военную службу с 1946 г. в Пермском Военно-морском авиационно-техническом училище. Окончил Ейское Военно-морское авиационное училище им. И.В. Сталина. Военно-политическую академию им. В.И. Ленина (заочно). Проходил службу в должностях летчика иап Черноморского Флота, командира эскадрильи, заместителя, командира иап, заместителя командира дивизии ПВО по авиации. В Московском округе ПВО с 1972 г. заместителем командира корпуса ПВО по авиации, заместителем командующего авиацией Московского округа ПВО. За 30 лет летной службы освоил 22 типа истребителей. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Красного Знамени, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, многими медалями Союза ССР. С октября 1972 г. я проходил службу в Московском округе противовоздушной обороны сначала в должности заместителя командира Брянского корпуса по авиации, затем, с ноября 1974 г. - заместителем командующего авиацией столичного округа. Заслуженный военный летчик СССР, военный летчик-снайпер.
ВОЛШЕБНАЯ ПОРА ЖИЗНИ
Семидесятые годы для авиации округа были годами наибольшего подъема и интенсификации летного дела за все послевоенное время. 12 истребительных авиационных полков были вооружены сверхзвуковыми истребителями второго и третьего поколений, а к началу восьмидесятых годов - четвертого поколения. Все они были боеготовы и несли боевое дежурство в системе противовоздушной обороны столицы нашей Родины г. Москвы.
Во главе полков стояли авиационные командиры, сочетавшие в себе лучшие качества воздушных бойцов и руководителей, отвечавшие требованиям высокого доверия, оказанного им командованием. Они, как правило, пользовались и не меньшим доверием и уважением со стороны личного состава полков. И это правильно, ибо, как гласит народная мудрость, "Без доверия дрябнут руки и сохнет энергия, без доверия жить трудно, а работать нельзя".
Одаренными организаторами боевой учебы авиаторов были талантливые методисты и воспитатели: В. Андреев, О. Анисимов, Г. Васильев, Ю. Гармаш, В. Бобриков, А. Соболев, Г. Гоголев, С. Золотарев, И. Коротких, П. Мелкосянц и многие другие отличные командиры, судьбы и дела которых достойны уважения и подражания.
Самая боевая должность в истребительной авиации - командир эскадрильи, а самая многообязывающая и, прямо скажем, тяжелая ноша - это должность командира полка. Стать командиром истребительного авиационного полка нелегко, а быть им - трудно. Авиационные командиры облечены особой ответственностью за подготовку, организацию, проведение и обеспечение полетов с высоким качеством, без летных происшествий. Но разве только это? А боевое дежурство, состояние аэродрома, командный пункт, инженерно-техническое обеспечение, состояние учебной базы, гарнизон, воинская дисциплина, условия жизни и питания военнослужащих срочной службы, прапорщиков, офицеров и их семей и даже самодеятельность - без командира полка никак и никуда!
"Рук не хватает, просвета не видно! Что делать?" И я сам себе говорил: "Закройся в кабинете, подойди к зеркалу и поскули! А потом расправь плечи, огляди себя сверху донизу, чтобы ни один волосок не торчал и четким шагом выходи перед строем вверенного тебе полка и - вперед!" "Однополчане! Задачи, поставленные перед нами, сложны и многообразны, но мы справимся, иначе нельзя, потому что все мы - истребительный авиационный полк! Держись брат за брата! И мы победим!" Вот так и жили, никто не выбрасывал белый флаг и все задачи, какие бы они ни были сложные, решались успешно.
Авиационные гарнизоны обустраивались и совершенствовались ударными темпами. Строились новые и реставрировались старые взлетно-посадочные полосы, возводились жилые дома. Командные пункты и аэродромы оснащались автоматизированными системами наведения и обеспечения посадки самолетов в сложнейших метеорологических условиях дня и ночи. Всего не расскажешь, но было здорово, и было чувство гордости за державу и за причастность к этим важнейшим делам. Оно присутствовало постоянно.
Но мы готовили не только своих летчиков. 15 февраля 1978 г. на одном из аэродромов округа, в Котласе "высадился десант" из алжирских и ливийских летчиков. Было приказано обучить их полетам и боевому применению на современном истребителе МиГ-25. Этот эксперимент впервые нужно было осуществить на базе строевого, несущего боевое дежурство авиационного полка. Полка необычного - отличного и сплоченного.
На аэродроме сформировали центр, который возглавил Олег Владимирович Анисимов. "Засучили рукава", и закипела работа. Строители округа, работники управлений тыла, авиации, оперативного управления, боевой подготовки - никто не остался в стороне. Всем низкий поклон! Сделали из аэродрома "конфетку"! Хоть кому не стыдно показать! И хотите - верьте, хотите - нет, а уже в августе этого же года группа алжирских и ливийских летчиков успешно закончила программу обучения, "без сучка и задоринки", отстрелялась боевыми ракетами на полигоне и отбыла к себе на родину. 15 февраля они еще ни слова не знали по-русски, а 5 апреля - полетели "с русским языком" на МиГ-25.
Это было очень трудно, но оказалось возможным. И те, кому это поручили, справились блестяще. Не многие, к сожалению, сейчас помнят об этой заслуге личного состава ордена Ленина Московского округа ПВО.
В то время об этом хорошо знали и использовали отработанную методику в интересах ускоренной подготовки молодых пилотов. Учитывая опыт переучивания иностранных летчиков, командование округа пошло дальше, приняло решение укомплектовать полк лейтенантами-выпускниками летных училищ. Вот что писала газета Московского округа ПВО "На боевом посту" 26 апреля 1980 г.: "По итогам соревнования истребительный авиационный полк, которым командует военный летчик 1-го класса Александр Семенович Соболев, в минувшем году завоевал переходящее Красное Знамя МГК КПСС и М