16 декабря, 2012
В НЕБЕСАХ МЫ ЛЕТАЛИ ОДНИ...
Борис САВЧЕНКО
Борис Николаевич Савченко родился в 1932 г. Закончил Ейское военно-морское авиационное училище (1956 г.), курсы руководящего состава (1968 г.). Служил в должностях летника, командира звена, заместителя командира и командира эскадрильи, заместителя командира полка, начальника разведки корпуса. Летчик 1-го класса, освоил пять типов самолетов, совершил более 3000 полетов. В 10й ОА ПВО прослужил более семнадцати лет. Полковник.
В 1960 году мы, летчики истребительной авиации Северного флота, попали под сокращение Вооруженных Сил. Большинство уволилось, некоторые дали согласие осваивать другие самолеты морской авиации, а те, кто сохранил верность профессии летчика-истребителя – я был в их числе – ждали своего часа.
К тому времени я уже освоил более современный МиГ-17, имел общий налет 300 часов, воинское звание капитан и должность командира звена. Кстати, мы, выпускники Ейского училища 1956 года, получили на Севере гораздо больший опыт летной подготовки, чем, скажем, наши однокашники, служившие в ВВС Черноморского флота. Там они летали интенсивно, но, в основном, в простых метеоусловиях. Мы же в Заполярье из-за погодных условий вынуждены были летать нерегулярно, зато в сложной метеорологической обстановке. На Кольской земле существует вечный спор тепла и стужи, сказывается близость не только теплого Гольфстрима, но и холодного полюса, шапки арктических льдов на верхушке Планеты. Порой дуют ураганные ветры и в сильные морозы над незамерзающей водой поднимается густой туман.
На переменчивую северную погоду вообще надеяться нельзя, а зимой особенно. В любую минуту может налететь ветер и ударить снежный заряд. Почти месяц длится полярная ночь, а где-то за краем земли бродит покинувшее Заполярье солнце. Когда же в ясную морозную ночь тяжелый сумрак разрывает Северное сияние, наступает сказочный момент. Задрожат, заиграют небесные огни, повиснут алыми и синими складками, ударят разноцветными прожекторами...
Все эти причуды природы, естественно, отражались на нашей летной подготовке. Но даже в этих условиях командование находило выход, а потому вскоре мы выучились вести боевые действия днем при минимуме и ночью при повышенном минимуме погоды. Мы уже несли боевое дежурство, имели практический опыт боевых вылетов из положения дежурных средств, а также реальные встречи с истребителями ВВС Норвегии и самолетами-разведчиками США.
И вот наступил момент, когда все мечты рухнули. Знамя нашего 78-го Краснознаменного истребительного авиационного полка сдали в музей, а нас вывели за штат... Однако на Северном направлении уже два года создавалась структура 10-й ОА ПВО, для которой и потребовались летчики-истребители. Нам, оставшейся горстке летчиков из Луостари, предложили должности в полку на аэродроме Летнеозерский Архангельской области. Мы согласились.
Еще раньше сюда перебазировался 524-й иап из состава ВВС Северного флота. После всех организационно-штатных мероприятий в нем осталась одна эскадрилья, оснащенная самолетами ЯК-25. Командование армии приняло решение: сделать полк смешанным – то есть, исходя из возможностей, довооружить две эскадрильи МиГ-17.
Вскоре личному составу полка представили нового командира. Мы, луостарцы, обрадовались: им оказался наш бывший командир эскадрильи, затем летчик-инспектор авиации флота подполковник Анатолий Петрович Елкин. Молодой, энергичный, пробивной, он смог в рекордно короткий срок доукомплектовать часть личным составом, недостающими самолетами, организовать службы полка, сформировать подразделения обеспечения и приступить к плановым полетам.
Становление полка происходило в сложной международной обстановке, назревал Карибский кризис.
Боевая подготовка полка резко видоизменилась. Первая эскадрилья Як-25 была поставлена на боевое дежурство. Боевой радиус этих самолетов позволял достигать акватории Баренцева моря. Эскадрильи МиГ-17, восстановив технику пилотирования, приступили к отработке новых задач, среди которых были: взлеты ниже минимума погоды, бомбометание, посадки на затемненный аэродром с самолетной фарой, перехват воздушных целей на предельно малой высоте и другие. Главными методистами данных видов боевой подготовки были летчик-инспектор управления авиации армии В. Подобедов и начальник авиации дивизии Н. Замескин.
524-й истребительный авиационный полк быстро набирал силу в новой для него системе ПВО.
Вскоре А. П. Елкин получил звание полковника и ушел на вышестоящую должность. Командиром стал 42-летний подполковник Олег Васильевич Шурчков гренадерского роста, с чапаевскими усами и хорошо поставленным голосом. Полком он руководил уверенно и, скажу, с большой любовью, и личный состав отвечал ему тем же.
А Карибский кризис набирал обороты... В субботу 27 октября 1962 года, американцы называли тот день «черной субботой», над Кубой, на высоте 22 тысяч метров был сбит советской зенитной ракетой американский разведывательный самолет У-2. Президент Кеннеди расценил это событие как решимость СССР не отступать перед угрозами, даже с риском начала ядерной войны. В Советских Вооруженных Силах была введена повышенная боевая готовность.
Вскоре от командующего армией поступил приказ на рассредоточение полка. Одну эскадрилью было предписано перебазировать на грунтовый аэродром Холмогоры и командир полка такую задачу поставил 3-й эскадрилье, командиром которой был Ю.К. Зуйков, а заместителем у него я.
Аэродром рассредоточения Холмогоры располагался на острове Куростров в низовье Северной Двины, вблизи села Ломоносово, родины М.В. Ломоносова. Там постоянно находилась команда батальона обслуживания с техникой для поддержания аэродрома в готовности. Инженерно-технический состав полка забрасывался туда по мере необходимости, когда планировались полеты для отработки навыков в посадке на грунт.
Однако в тот момент дожди сделали этот аэродром непригодным для посадки и ждать пришлось