25 января, 2013
ПОСТАВЛЕННУЮ ЗАДАЧУ Я ВЫПОЛНИЛ
Виктор ПАРАМОНОВ
Ветерану Великой Отечественной войны генерал-лейтенанту авиации в отставке Виктору Ивановичу Парамонову уже 87 лет. Он воевал на Балтике, защищал Ленинград, совершил 462 боевых вылета, был награжден 12 боевыми орденами и многими медалями. Члены редколлегии книги «На страже северного неба» А.П. Грановский и Б.В. Ващенко встретились с бывшим командиром корпуса ПВО 10-й армии ПВО и попросили Виктора Ивановича рассказать о своей службе на Севере.
– Как вы восприняли предложение о назначении вас командиром корпуса ПВО? Ведь корпус в это время переживал не лучшие времена.
– Я человек военный, привык выполнять приказы, я давал присягу на верность воинскому долгу. У меня был уже большой опыт службы, в ходе войны я командовал эскадрильей на Балтике, а после войны – авиационным полком и дивизией на Дальнем Востоке. Служба в войсках ПВО также не была новой, до назначения на Север я был заместителем командира корпуса ПВО в Тбилиси. Я знал, что дела в корпусе инспекцией оценены неудовлетворительно и что командир корпуса и ряд других руководителей отстранены от занимаемых должностей. Руководством Войск ПВО страны мне была поставлена задача исправить положение дел. Северное направление – важнейший участок противовоздушной обороны страны и соответственно состояние войск на этом участке должно быть адекватным.
– Чего вам удалось достичь за годы руководства корпусом?
– Я командовал корпусом восемь лет, с 1961 по 1969 год. Работа была не из легких не только для меня, но и для моих подчиненных. Но поставленные задачи мы выполнили, уже в 1965 году на инспекторской проверке все части корпуса получили хорошие оценки, и в приказе Министра обороны СССР за 1965 год наш корпус был отмечен как лучший в Вооруженных Силах. Я был награжден орденом Ленина. Мне также было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант». И в последующем с поставленными задачами части корпуса справились успешно, так как был достигнут перелом в сознании людей и в методах выполнения ими задач.
– Какие задачи были самыми сложными и трудными?
– Сложно было добиться высокой организованности и надлежащей ответственности руководителей всех рангов в работе. Я не допускал ни каких отклонений от требований уставов и существующих нормативов, спрашивал с должностных лиц не вообще, а конкретно. Прежде всего, я собрал руководящий состав корпуса и высказал свои требования к организации работы и службы, напомнив о том, что в снятии с должности командира корпуса есть и соответствующая доля вины каждого. Поэтому давайте работать так, чтобы никто из Вас не повторил судьбу командира. Давайте будем работать по очень жестким, но справедливым правилам и заставим каждое звено и каждого военнослужащего строго выполнять свои обязанности. Спрашивать буду строго, но справедливо.
Также было необходимо установить деловые отношения с руководством Северного флота. У меня в процессе работы сложилось глубокое взаимопонимание со всеми руководителями Северного флота. Я искренне благодарен им за поддержку и помощь. Вскоре они также отмечали, что пришел свой, понимающий их задачи человек. Своим считали потому, что ранее моя служба была связана с ВВС флота. Степень взаимопонимания была двусторонней, командование флота оказывало нам всяческую помощь в обеспечении наших подразделений. А это позволяло более успешно решать такую сложную задачу, как обеспечение жизнедеятельности войск.
Ведь корпус ПВО – это сотня отдельных гарнизонов: от больших, где базировалось по несколько частей, до отдельных радиолокационных рот, расположенных в самых дальних и труднодоступных уголках Кольского полуострова. Мы же обеспечивали боевые задачи по прикрытию флота. Флотские начальники всегда удовлетворяли наши заявки и осуществляли полеты морской авиации для обеспечения тренировок боевых расчетов всех уровней при отработке задач боевой подготовки по противовоздушной обороне.
– Что вам служило опорой и поддержкой в вашей работе?
– Прежде всего опорой в работе были мои заместители: начальник штаба Ю.Л. Дембицкий, начальник политотдела И.В. Маркелов, начальник авиации Герой Советского Союза И.В. Федоров. Начальник штаба умело организовывал контроль за исполнением требований уставов, приказов и распоряжений. Начальник авиации обеспечивал высокую подготовку летного состава и меры по безопасности полетов. Важное значение имела умелая организация воспитательной работы. На этих людей можно было положиться.
Надежными помощниками в работе были также начальники зенитных ракетных войск и радиотехнических войск М.А. Титов и А.В. Линник. Важными в работе были и другие факторы. Личное общение с командирами и начальниками всех рангов, знание их командирских качеств и потенциальных возможностей. Для этого тщательно проводился отбор при выдвижении офицеров на вышестоящие должности, с каждым считал необходимым заниматься лично. В итоге прекрасно себя зарекомендовали в работе такие товарищи, как командир зенитной ракетной бригады Белов и командир авиационного полка Горничев.
Была установлена строгая система по времени и содержанию отчетов и докладов о выполнении задач и состоянии дел, а также контроля за их достоверностью. Меня нельзя было обмануть. Перед тем как что-то спросить у любого командира или начальника, я досконально сам изучал вопрос. Очень важен личный пример во всем. На службе находился постоянно с 8.00 до 20.00 и всегда готов был принять и выслушать любого человека и при необходимости помочь ему в решении проблем. И люди ко мне шли со своими проблемами. Я никогда не опаздывал ни на какие мероприятия. Помогали в решении наших сложных задач также сложившиеся хорошие отношения с командующими армией генералами Н.Т. Петрухиным, Ф.М. Бондаренко.
– Мне довелось с вами общаться в далеком 1965 году. На КП полка, в котором я был начальником штаба, проводилось показное занятие д