22 декабря, 2012
ПО ПРИКАЗУ ВРЕМЕНИ
Евгений ШКУРКО
Евгений Прокофьевым Шкурко родился в 1928 г. Окончил Борисоглебское военное авиационное училище (1950 г.), Ленинградский государственный университет (1959 г.), Военно-командную академию ПВО (1973 г.). В Советской Армии с 1946 г., в 10-й ОА с 1960–1983 г. Прошел должности летчика, командира звена, эскадрильи, полка, заместителя командира дивизии, корпуса, заместителя командующего 10-й армией по боевой подготовке. В1983–1989гг. – военный советник в НПА ГДР. Награжден четырьмя орденами и многими медалями СССР и ГДР. Генерал-майор авиации.
Издавна в народе говорят: время самый верный и строгий судья.
Неудержимо летит оно вперед, оставляя за собой дорогие людям события, даты, которые с годами все ярче возникают в памяти и воспоминаниях. Для каждого когда-то наступает пора подводить итоги. Для того и дана человеку память, чтобы сверить в конце пути прожитое с требованиями времени, к чему стремился и чего добился, с тем, чего удалось достичь. Как распорядилось тобой время?
Время – это и история общества, а значит, и история его армии. Оно еще и еще раз убеждает, что армия не может быть крепкой и боеспособной без верности Отечеству, присяге, без верности традициям, воинской чести. Охранять государство могут только люди твердых убеждений, с чистой совестью, любящие свою страну, называющие ее Родиной-матерью не из-за пафоса, а по сути их осознания.
Молодежь нашего времени стремилась быть в рядах армии. Иметь в ее рядах сына или брата, было предметом гордости каждой советской семьи. Служба в армии была венцом становления молодого человека как гражданина и патриота.
Я благодарен судьбе за то, что мне довелось служить в Вооруженных Силах Советского Союза и, в частности, в 10-й отдельной армии ПВО в то время, когда служба в вооруженных силах воистину была почетной обязанностью. Понятие же патриотизма и долг служения Родине были самым главным и основным источником тех необходимых качеств, которые давали нам силы преодолевать сложности, трудности и невзгоды военной службы на Севере. Мы гордились тем, что наш труд необходим народу и государство его достойно оценивало.
Естественно, что на длинном служебном пути в личной жизни каждого случается всякое. Успехи, порой, чередовались с неудачами, а то и невезением, но всякий раз судьбу каждого определяло главное:1 честность и непоколебимая верность избранному делу.
В солнечный, памятный день 22 апреля 1960 года – день рождения В.И. Ленина – 524-й иап ВВС Северного флота, вооруженный истребителями-перехватчиками ЯК-25п, был поднят по тревоге в Североморске-2 и перелетел на аэродром Летнеозерский 23-й дивизии ПВО.
Так внезапно и необычно закончилась наша служба в Военно-воздушных силах Северного флота и начался отсчет ее дней и лет в Северной, а затем 10-й отдельной армии ПВО. Здесь мне предстояло служить в течение 23-х лет, почти во всех ее соединениях и в должностях от командира авиаэскадрильи до заместителя командующего. Это время и эта служба оставили в памяти массу незабываемых событий и приятных воспоминаний. Мы были молоды, энергичны, полны энтузиазма и оптимизма, всегда готовы к решению любых, самых сложных задач по защите воздушных границ Севера страны.
Перечислю командующих, при которых мне довелось служить. Это были генералы Николай Трофимович Петрухин, Федор Акимович Олифиров, Федор Михайлович Бондаренко, дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев, Владимир Сергеевич Дмитриев и Юрий Александрович Горьков. Все они были хорошо подготовленные, требовательные, заслуживающие большого уважения военачальники и каждый из них внес свой особый вклад в совершенствование боеспособности частей и соединений армии. Естественно, каждый отличался от своего предшественника своеобразием командных качеств и особенностями характера.
Мне вспоминается первый приезд в Летнеозерский генерал-полковника Ф.А. Олифирова. Как это нередко бывает, молва о его очень строгой требовательности к мельчайшим деталям армейской службы дошла до нас задолго до его вступления в должность.
Тщательно готовили все и везде: от стоянок самолетов до еще совсем необорудованных казарм личного состава. И все равно его визит превзошел все наши ожидания. Командующий проверил состояние хранения авиационных ракет и дежурные средства. Однако на разборе сделал весьма точные и существенные выводы о состоянии дел в полку и гарнизоне по всем остальным вопросам, определил реальные сроки устранения отмеченных недостатков, кто и чем должен обеспечивать материально выполнение его указаний.
К всеобщему удивлению, и конечно удовлетворению, наши предположения не оправдались, никто с должности не был снят, никто не был даже наказан.
1960-е годы были периодом реорганизации и перевооружения многих родов и видов Вооруженных Сил, в том числе и нашей армии, которая становилась основным и главным щитом с северного направления. Следует заметить, что проводимые в тот период структурные мероприятия в войсках не всегда были рациональны и безболезненны. Наиболее ощутимо это сказалось на истребительной авиации ВМФ, которая была полностью расформирована на всех флотах. Бездумно и неоправданно тогда потеряли сотни первоклассно подготовленных летчиков и высококвалифицированных инженерно-технических авиационных специалистов.
Наш полк, освоивший новый всепогодный истребитель-перехватчик ЯК-25п, выжил. Однако перелетели мы на аэродром, который представлял собой кладбище самолетов Ил-28, которые базировались там до нашего прилета. Увиденное поражало воображение нормального человека. Буквально накануне прилетевшая с задания эскадрилья Ил-28 уже понуро стояла с обрезанными автогеном крыльями, небрежно брошенными рядом с искореженными фюзеляжами. Негодованию не было предела.
Была ли в этом погроме, хотя бы, малейшая необходимость? Конечно же, нет. Это подтвердил и тот факт, что впоследствии чудом уцелевшие и оставленные по нашей просьбе несколько самолетов, еще долгие годы использовались,