Библиотека

О ТЕХ, КОГО ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ

Герой Советского Союза А.И. ВЫБОРНОВ

генерал-майор авиации, командир 5-й дивизии ПВО

Александр Иванович Выборнов родился в 1921 г. Окончил Чугуевскую авиационную школу пшютов (1940 г.), академию ВВС (1953 г.). Участник Великой Отечественной войны – совершил 350 боевых вылетов, сбил 28 самолетов противника. Каширские земляки на собранные средства приобрели ему именной самолет. Звание Героя Советского Союза получил в июне 1945 г. Служил в должностях: летчик-инструктор, командир звена, эскадрильи, полка и дивизии, начальник боевой подготовки авиации Войск ПВО, генерал-инспектор авиации Главной инспекции МО СССР. Воевал на Ближнем Востоке. Заслуженный военный летчик СССР, почетный гражданин городов Кашира и Зелена Гура (Польша). Член Международного клуба орлов. Награжден орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Отечественной войны, четырьмя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Автор книги «Летчик всегда в бою».

Когда в 1961 году расформировывалась 22-я воздушная армия, в которой я командовал истребительной авиационной дивизией, меня вызвали шифртелеграммой в Москву и поручили сформировать дивизию ПВО. В состав ее входили два полка истребительной авиации, зенитный ракетный и радиотехнический полки, пять отдельных рот РТВ, расположенных вдоль финской границы. Зона перекрытия – от Ленинградской до Мурманской области.

Много сил пришлось отдать и мне, и всем нашим офицерам, чтобы сформировать полноценную, боеспособную дивизию. Большую помощь в этом деле оказывал штаб бывшей 22-й армии.

30 июня 1962 года я был назначен командиром 5-й дивизии ПВО со штабом в Петрозаводске.

Самолеты МиГ-17 и МиГ-19 стали постепенно сдавать, а летный состав переучивать на новые самолеты Як-28 и Су-15. За короткое время один полк освоил Як-28, хотя и были трудности. Этот двухместный самолет – летчик и летчик-оператор – имел два двигателя и велосипедные шасси.

В переучивании летного состава надо отметить большую заслугу полковника Алексея Иннокентьевича Соколова. Параллельно с переучиванием была поставлена еще одна задача: на МиГ-17 освоить ледовые аэродромы. Недалеко от основных аэродромов на озерах подобрали площадки, оборудовали их. Но не все были единодушны в этом деле. Заместитель командира по летной подготовке полковник А. Елкин заявил: «Это авантюра и я отказываюсь возглавить эту работу», – и отослал в адрес командующего 10-й ОА ПВО соответствующее письмо. Однако пока оно добиралось до адресата, мы успели выполнить более 60 полетов с ледовых площадок. Позвонил командующий, поинтересовался, как идут дела. Я доложил, что трудностей нет, он сказал: «Вы впервые в ПВО приступили к выполнению этой задачи, продолжайте полеты». Через две недели мы «пропустили через лед» всех летчиков. Задача была выполнена.

Последовал приказ командарма и Главкома Войск ПВО об объявлении благодарностей и о награждении ценными подарками – часами. Среди награжденных значился и полковник А. Елкин. Я доложил командарму о своем несогласии с этим. Он разрешил мне действовать по своему усмотрению – часы были вручены начальнику штаба дивизии полковнику П. Клименко. Кстати, Елкин против этого не возражал.

Работа по укомплектованию дивизии продолжалась. Елкин уехал на учебу, его заменил полковник А. Соколов. Начальником РТВ стал полковник А. Кадин, начальником тыла – бывший начальник инженерных войск армии полковник И. Кантур, а полковник В. Бакулин курировал 33-й зрп.

Вскоре в армии ПВО о дивизии заговорили как об одной из лучших по боевой и политической подготовке.

Меня избрали депутатом Верховного Совета КАССР, ввели в состав обкома партии, избрали членом Президиума ВС КАССР. Работы прибавилось, но я старался выполнять все добросовестно и имел среди товарищей определенный авторитет.

10-я отдельная армия ПВО была разбросана по большой территории. Размещалась на островах и полуостровах, дальние гарнизоны были плохо обустроены, многие офицеры жили без семей. Было много летных и наземных происшествий, часто менялись командиры частей и подразделений. Но с приходом командующего армией генерал-лейтенанта Федора Акимовича Олифирова дела сдвинулись с места.

Человек строгий и требовательный, генерал часто выезжал в гарнизоны, присутствовал на полетах. Он был общевойсковым генералом и летчики прозвали его «Красной шапочкой» – по цвету околыша фуражки и лампасов. Командующий много делал для армии и в работе не жалел своих сил. Я его очень уважал и даже любил за большую, но справедливую требовательность.

Однажды я позвонил командарму и попросил разрешения выехать на рыбалку. Был конец марта – начало апреля. Он ответил: «Отдыхайте, но на озеро ехать не рекомендую, лед неустойчивый». Я согласился с ним, но товарищи все же уговорили меня ехать. До места рыбалки оставалось 2-3 км, как вдруг мой «газик» попал в полынью. Мы едва успели выскочить – машина затонула. Что делать? Из ближайшей деревни звоним в часть, просим прислать водолаза и кран. Часа через четыре прибыла команда, вытащили с 5-метровой глубины «газик», отбуксировали домой, продули его горячим воздухом, просушили – и машина в строю.

В понедельник позвонил член Военного совета армии генерал-майор Г. Волошко и спросил, как дела в дивизии, как отдыхал. Я ответил, что ездил в Бесовец, заехал на озеро к рыбакам и «газик» попал в лунку, побуксовал и выехал. Он усмехнулся и сказал: «Я думал, ты настоящий коммунист». И добавил, что уже знает о моей рыбалке и об утопленном «газике». Я попробовал отпираться, но потом понял, что «разведка» уже сработала, все бесполезно. Пришлось позвонить командующему и рассказать всю правду. Командарм спросил: «Как «газик?» – «На ходу». Генерал помолчал и – положил трубку. Долго потом я переживал этот случай, даже рыбалку забросил, хотя всегда ее любил...

За время службы в 10-й армии я сдружился с начальником тыла армии генерал-майором авиации Сергеем Михайловичем Бобылевым. Был он раньше авиатехником, инженером, потом закончил академию тыла. Это был мудрый человек, добрый товарищ, хороший организатор. Мы с ним одновременно получили звание генерала...

Очень хотелось бы вспомнить о замечательном человеке, моем подчиненном полковнике Алексее Михайловиче Кадине и его неразлучной подруге Раисе Андреевне. Можно сказать, это были одаренные люди и в службе, и в дружбе. Будучи начальником РТВ дивизии, Кадин знал свое дело до мелочей, много внимания уделял своим подчиненным. Чаще всего его можно было найти не в кабинете, а на КП. При полетах по маршруту я часто изображал контрольную цель. Менял на маршруте курс, высоту – и всегда РТВ обнаруживали «противника». На разных учениях, проводимых армией и Главным штабом войск ПВО страны, на перехваты воздушных целей нареканий на дивизию не было.

Супруга Кадина – Раиса Андреевна, по образованию юрист, пользовалась большим авторитетом среди окружающих. Была очень начитана, по характеру спокойная и добрая.

После увольнения из армии Кадины остались в Петрозаводске, а вскоре Раиса Андреевна скончалась. Очень жаль терять хороших людей. Земля ей пухом, а память в наших сердцах!

Прошло более 35 лет с тех пор, как я покинул Карелию, но она всегда будет помниться своей неповторимой красотой, лесами и озерами. Но главное, что всегда остается в памяти – это люди, боевые товарищи, рядом с которыми прошли молодые годы и с которыми делили мы все радости и трудности нашей армейской службы.

По материалам книги
"НА СТРАЖЕ СЕВЕРНОГО НЕБА"
Москва
2005 г.
Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?