13 февраля, 2013
О СЛУЖБЕ ТЫЛА
Алексей ФРОЛОВ
Алексей Тимофеевич Фролов родился 26 августа 1930 г. в с. Мишина Исинского района, Пензенской области. После окончания школы работал в Госбанке, Сбербанке. С октября 1950г. проходил срочную службу в рядах Советской армии командиром орудия 37-мм пушки, сержант. Учился в военно-интендантском училище (Калининград, 1952-1954). После окончания училища начальник вещевой службы 948-го ап, заместитель командира отдельного мотострелкового батальона Прикарпатского ВО (1955-1960). Участник подавления контрреволюционного мятежа в ВНР (1956). Окончил в 1963 г. Академию тыла и транспорта (г. Ленинград, командный факультет). Последовательно занимал должности: заместителя командира танкового полка по тылу, старшего офицера отдела тыла Уральского ВО. В январе 1967г. был назначен заместителем начальника штаба по тылу Свердловской ОА ПВО. В 1973-1978 гг. проходил службу в должности заместителя командира 28-й дивизии ПВО по тылу (Куйбышев). В 1978-1983 гг. - заместитель командующего 14 ОА ПВО по тылу. В 1983-1989 гг. - заместитель командующего войсками Московского округа ПВО по тылу. Награжден орденом Красной Звезды, многими медалями, в т.ч. медалями «За трудовое отличие», «За освоение целинных земель» (1964). Генерал-майор.
О СЛУЖБЕ ТЫЛА
17 лет я прослужил в Сухопутных войсках, а в январе 1967 г. был назначен на должность заместителя начальника штаба тыла Свердловской ОА ПВО. Тогда впервые столкнулся со специфическими проблемами Войск ПВО в тыловом обеспечении. Так как все соединения и войсковые части армии находились на всех видах снабжения в нескольких военных округах, то это не лучшим образом сказалось на их снабжении продовольствием, вещевым имуществом, горюче-смазочными материалами.
Довольствующие органы округов не считали войска ПВО «своими». Обмундирование им отпускалось в последнюю очередь и худшего качества. Любая передислокация частей, как правило, приводила к перебоям в продовольственном снабжении войск. Кроме того, военные округа создавали запасы продовольствия в частях на срок 5-10 суток, а для разбросанных частей ПВО это было совершенно недостаточно.
Тыл отдельных армий и соединений ПВО выполнял только функции планирования снабжения и инспектирования войск. Тыловых частей и учреждений, посредством которых можно было бы организовать снабжение войск, не имелось, за исключением Московского и Бакинского округов ПВО. Были также службы и отделы и подчиненные им части, наделенные только функциями снабжения авиационно-техническим имуществом, вооружением, промышленной продукцией и агрегатами электропитания.
Как можно было выходить из создавшегося положения и решать эти проблемы? Когда я был заместителем командира дивизии по тылу, то части дивизии снабжались учреждениями и службами тыла Приволжского ВО, с руководством которого у нас были хорошие взаимоотношения. К тому же условия дислокации частей дивизии позволяли бесперебойно обеспечивать их всем необходимым.
Совершенно другие условия в организации тылового обеспечения были в 14 ОА ПВО, где я продолжил свою службу. Войска армии дислоцировались на территории более 30 процентов территории СССР, с климатом от жаркого до холодного. При этом они обеспечивались общевойсковыми видами материальных средств со складов и баз пяти военных округов - Среднеазиатского, Сибирского, Забайкальского, Дальневосточного и Ленинградского.
В 41 подразделение необходимо было организовать навигационный завоз всех видов материальных средств на 2 года потребности, чтобы в случае срыва очередного завоза личный состав не только мог выжить до следующей навигации, но и нести боевую деятельность. Подвоз производился различными видами транспорта - железнодорожным, речным, морским и воздушным. В некоторые места даже с двумя или тремя перегрузками. Большинство из этих подразделений - радиотехнические роты, которые дислоцировались на побережье морей Карского и Лаптевых, а также на островах Визе и Вилькицкого. Ежегодно туда нужно было доставлять дизельное топливо (до 1000 т), уголь, дрова, продовольствие и другое имущество.
Иногда, чтобы доставить топливо, необходимо было ледоколом пробить путь для танкера. Из-за мелководья танкер невозможно было пришвартовать к берегу. Он бросал якорь в 300-500 м от берега. По льду от него прокладывался трубопровод до емкости на острове. Бывало, что начинало штормить, трубопровод ломало. Вся работа начиналась заново. А сил и механизмов у командира роты всего 30-40 солдат.
Подобное положение однажды создалось на острове Визе. По моему приказанию заместителем командира Норильской дивизии туда на санитарном вертолете был отправлен начальник ГСМ этого соединения (фамилии, к сожалению, не помню). Ему была поставлена задача организовать прием дизельного топлива. Приказание он выполнил, но не мог возвратиться на материк более двух месяцев из-за нелетной погоды. При этом как раз пришел приказ о его увольнении в запас и он «переслужил», таким образом, больше месяца.
Трудно решать поставленные задачи, когда органы снабжения тебе не подотчетны. Приходилось везде обращаться только с просьбами к руководству тыла военных округов примерно такого рода: «Будьте добры, ускорьте отгрузки или отпуск материальных средств, пока позволяют климатические условия».
Поэтому, прежде чем я был назначен в Московский округ ПВО, приобрел значительный опыт на менее «комфортных» аналогичных должностях, что позволило успешно решать вопросы организации тылового обеспечения войск округа.
Анализируя роль и значение тылового обеспечения в соединениях и частях округа, прихожу к выводу, что успешное управление сложной системой современного тыла возможно лишь при учете всей совокупности военных, экономических и политических факторов, профессиональной подготовки руководящих кадров.
В округе задача подбора руководителей тыловых частей, учреждений, служб считалась одной из важнейших основ боеготовности тыла. За шесть лет моей работы мне не раз пришлось убедиться, что недостаточно подготовленные в военном профессиональном отн