Библиотека

ИЗ ИСТОРИИ АВИАЦИИ ОКРУГА

Лев СЕРГЕЕВ

Сергеев Лев Алексеевич (род. в 1937 г.), полковник в отставке, начальник направления оперативного управления Московского округа ПВО. Окончил Батайское военное авиационное училище летчиков, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. В Московском округе ПВО с 1956 г. в должностях: заместителя командира 153-го иап, старшего офицера боевой подготовки управления авиации. Награжден орденом Красной Звезды и многими медалями Союза ССР.

В Московском округе ПВО мне довелось прослужить с 1957 по 1988 гг. с небольшим перерывом до его переформирования в МО ВВС и ПВО.

Оглядываясь на пройденный путь, вспоминая друзей, однополчан, я и все мои сослуживцы с гордостью отмечаем, что округ всегда был в числе передовых объединений Вооруженных Сил, одним из первых получал лучшие образцы военной техники, утверждал новые приемы в боевом применении авиации.

В пятидесятые годы, как известно, была пересмотрена военная доктрина, в соответствии с которой изменилась организационная структура войск. Выполнение задач стратегического масштаба в основном возлагалось на ракетные войска всех их типов и предназначения. Авиационные группировки подверглись сокращению. Если раньше авиация 52-й воздушной армии, входящая в состав округа, базировалась на 42-х аэродромах, то после реорганизации в Московском округе осталось лишь 12 истребительных авиаполков.

Перед нами, молодыми летчиками, прибывшими в 176-й иап, была поставлена задача в течение года освоить и приступить к полетам днем в сложных и ночью в простых метеоусловиях. Нужно отметить ту атмосферу, в которой было принято столь ответственное решение. С каждым из нас, 35 выпускников различных летных училищ, индивидуально беседовали командир дивизии генерал-майор Вишняков, руководство авиационного полка. Их практические советы по вхождению в должность, рекомендации по различным житейским вопросам, оставили у нас неизгладимый след. Через всю жизнь мы пронесли их озабоченность за наши судьбы. Мы прониклись уважением к старшим товарищам, хотели в чем-то быть похожими на таких бывалых летчиков, гордились нашим инструкторским составом. А гордиться ими у нас были, более чем веские, основания. Все они имели высокую выучку, проявляли товарищескую внимательность, обладали деловым авторитетом. Многие из них были участниками Великой Отечественной войны, боевых действий в Корее. Так, например, боевой счет сбитых самолетов командира звена капитана Плиткина составлял 10 F-86 и один В-29.

Мужество и хладнокровие в Корейской войне проявили заместитель командира полка майор Бердыш, заместитель командира эскадрильи капитан Меньшиков, которые, несмотря на серьезные ранения и повреждения самолетов, сумели посадить их на своем аэродроме. Эти летчики вдохновляли нас, способствовали тому, что молодые пилоты с еще большим усердием осваивали летное дело.

Но в сентябре случилась неприятность: при выполнении полетного задания погиб молодой летчик лейтенант М.Н. Никитенок. Не всем одинаково давалась ускоренная летная подготовка. Видимо, для нашего товарища она оказалась непосильной. Данное летное происшествие произвело психологическое давление и снизило темп освоения нашей летной программы. После окончания ее мы были распределены по различным авиационным полкам округа.

В конце 50-х гг. началось интенсивное перевооружение авиации округа. Пять из двенадцати авиаполков начали переучивание на самолеты третьего поколения: Су–9 и Су–11, а чуть позже – на Ту–128. Нам предстояло освоить Су–9. Это был совершенно новый, непохожий на все предыдущие истребители самолет, как по своим тактико–техническим характеристикам, так и по программе его освоения. Теоретическая подготовка производилась только в 148 учебном центре боевого применения и переучивания летного состава. К полетам допускали летчиков не ниже уровня 2-го класса. В это время учебно-боевых самолетов такого типа не было. Провозную программу летный состав выполнял на самолете Ути–МиГ–15, а самостоятельно вылетать необходимо было на совершенно другом. Поэтому некоторые летчики даже второго класса не смогли освоить самолет Су–9.

Это был самолет нового поколения. По своим характеристикам он имел большой диапазон боевого применения, привлекался для уничтожения скоростных, малоскоростных, высотных и маловысотных целей, использовался с грунтовых и ледовых аэродромов. В истории развития авиации этому самолету отведено особое место. Считалось, если летчик смог освоить применение этого самолета, то он и в дальнейшем свободно сумеет переучиться на другие авиационные комплексы.

В начале 60-х гг. резко обострилась международная обстановка. Назревал Карибский кризис. Политическое и военное руководство СССР, ранее недооценившее значение авиации в современной войне, вынуждено было в экстренном порядке решать количественное и качественное развитие данного вида войск. После значительного увольнения из рядов Вооруженных Сил подготовленных летчиков, вновь был объявлен набор бывшего летного состава на летную работу. Но восстановить в прежнем составе авиационные группировки на местах не удалось. Набор летного состава в авиационные полки пришлось производить даже из аэроклубов, минуя подготовку в летных училищах.

В такой сложный и ответственный период комплектования авиации округа молодыми летчиками было принято решение о реформировании двух авиаполков в учебные центры.

Отчетливо вспоминается 1971 г., ибо мне, тогда уже заместителю командира 153-го иап, пришлось на практике заниматься подготовкой молодого летного состава.

За год предстояло подготовить до уровня 2-го класса 17 молодых летчиков, прибывших в полк из училища.

Нужно отметить сложность и трудность этой программы. Подготовка усугублялась отсутствием, по различным причинам, руководящего состава полка. Заместитель командира, начальник огневой и тактической подготовки полка были переведены на другое место службы, командир полка и ст