6 февраля, 2013
ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВО ГЛАВЕ ИА ПВО
Николай МОСКВИТЕЛЕВ
Николай Иванович Москвителев родился 27 июля 1926г. в с. Вязовый Гай Красноармейского района Самарской области в крестьянской семье. После окончания школы учился в авиационном техникуме, одновременно работал токарем в Куйбышеве на строящемся авиазаводе. В декабре 1943 г. пошел добровольцем в армию и был направлен в 1-ю военно-морскую школу первоначального обучения летчиков, затем переведен в г. Ейск, где окончил в августе 1947 г. ВМАУЛ. В течение 46 календарных лет (62-х лет летной выслуги) прошел путь от летчика до Командующего авиацией ПВО страны. Был представителем при Командующем ВВС и войск ПВО ННА в ГДР. В 1990 г. в звании генерал-полковника авиации вышел в отставку. За свою долгую летную жизнь освоил 35 типов самолетов. За заслуги в освоении новой техники и умелое командование удостоен орденов Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, а также многочисленных медалей и нескольких высоких наград иностранных государств, в их числе орден "За службу Отечеству" (ГДР, 1989). Удостоен звания "Заслуженный военный летчик". С 1990 по 1991 гг. работал помощником Генерального конструктора ОКБ А.И.Микояна, принимал участие в работе по испытаниям новейших самолетов МиГ-31М, МиГ-29М. Затем Генеральный директор ООО "Дакона", занимавшегося грузовыми перевозками. После банкротства фирмы с 1995 г. - Главный советник при начальнике ЛИИ им. М.М. Громова, позже в должности советника занимается безопасностью полетов в ГУП "Пилотажно-исследовательский центр", которым руководит летчик-испытатель Герой РФ А.Н. Квочур. Неоднократно участвовал в обеспечении дальних перелетов истребителей на дозаправщике Ил-78, выезжал в составе делегаций в США, Китай. Автор книги воспоминаний: "Линия жизни. 60 счастливых лет в авиации" (М., 2004).
В ОТВЕТЕ ЗА ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО СССР
10 апреля 1977 г. в 8 часов 45 минут с большим волнением я вошел в кабинет Главнокомандующего войсками ПВО страны. Представляюсь Маршалу Советского Союза П.Ф. Батицкому по случаю назначения на должность командующего авиацией ПВО страны.
Доклад мой Главком принял стоя, затем, улыбнувшись (это было редкостью для него в служебных отношениях), пригласил сесть и задал мне неожиданный вопрос:
- Достаточно ли у Вас, товарищ Москвителев, твердости характера, чтобы, если потребуется, "поставить на место" командующих объединениями (армиями ПВО)? Многие из них старше Вас, герои Великой Отечественной войны, мужики зубастые.
- Товарищ маршал! Отстоять свою точку зрения по авиационному профессионализму, твердости характера и знаний достаточно, хотя в конфликт с командующими я вступать не собираюсь. А если потребуется "поставить на место", тоже смогу, если почувствую Вашу поддержку.
- Ответ одобряю, поддержку всегда найдете, если будете трудиться в полную силу. Сомнений в Вашем профессионализме у меня нет, знаю Вас, постоянно следил за Вашим ростом, начиная с должности командира авиаполка, а Московский округ ПВО дал Вам хорошую закалку. Начинайте трудиться. Через недельку рекомендую начать знакомство с войсками Дальневосточной армии ПВО. Ни на минуту не забывайте: войска ПВО всегда в полной боевой готовности!
Так, через 15 минут закончился полный инструктаж у Главкома. Целый день, до позднего вечера я, закрывшись в кабинете, изучал документы, связанные с организацией боевого дежурства на аэродромах, порядком рассредоточения авиации ПВО в особый период, организацией управления и взаимодействия, а также шифртелеграммы по аварийности за прошлый и наступивший год.
Следующий полный рабочий день посвятил совещанию, на котором заслушивал заместителей и начальников отделов и служб. Моим первым заместителем был генерал-майор Н.Л. Полтавцев начальником штаба генерал-майор П.Н. Клименко главным инженером полковник В.Ф. Сибирцев, заместителем по политчасти полковник И.Н. Анчеев. На должности Главного штурмана находился генерал-майор В.А. Кадышев. Службу безопасности полетов возглавлял дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации А.Д. Рязанов. Помощником по новой технике был генерал-майор В.Н. Маланчев. Службу РТО аэродромов возглавлял полковник В.И. Ещенко, а ПДС - полковник Н.Л. Подоляко. Начальником отдела перелетов авиации был полковник В.И. Коваленко.
Докладывать было принято по заранее написанному тексту, поэтому некоторые остались недовольны, когда я приказал докладывать своими словами. В конце совещания отметил с лучшей стороны выступления В.И.Суворова, К.Е. Маланичева и В.И. Ещенко. Так состоялось знакомство с коллективом моих помощников.
Составил план проверки авиации Дальневосточной армии ПВО и через неделю на закрепленном за мной Ту-124 № 21 вылетел с комиссией (20 человек) в Хабаровск. Оставив для проверки документации в штабе армии трех опытных операторов, вместе с командующим армией генерал-майором авиации И.М. Мальцевым и начальником авиации армии полковником В.И. Цибизовым, вылетел знакомиться с Владивостокским корпусом ПВО (комкор И.Д. Мащенко, начальник авиации корпуса А.М. Корнуков).
Некоторые авиаполки по моей команде внезапно ночью приводились в полную боевую готовность. Если не укладывались в положенное время, начальник авиации корпуса лично проводил тренировки по отдельным элементам.
Детальнейшим образом проверялись дежурные средства, с обязательным подъемом в воздух самолетов из различных степеней готовности, с передачей управления истребителями на пункты наведения ИА. Проверялись КП полков и реальная нижняя граница радиолокационного поля со стороны океана.
Выяснялся уровень подготовки летного состава, состояние аэродромов и средств обеспечения, способность полков маневрировать составом авиаэскадрилий на аэродромы рассредоточения, а также ряд других вопросов. В их числе питание летного состава, обеспеченность жильем и летным обмундированием, медобеспечение, настроение личного состава, проведение досуга.
Информация по обнару