Библиотека

ЦОК РТВ

Григорий ЛАЗУН

Григорий Павлович Лазун родился 7 апреля 1921 г. В 1941 г. окончил училище связи по специальности – начальник РЛС. Участник Великой Отечественной войны. Службу офицером начал в должности начальника одной из первых РЛС РУС-2 в системе ПВО г. Москвы. С 1968 по 1980 г. был начальником 3 Центральных Офицерских Курсов РТВ. Занимал должности заместителя начальника РТВ МО ПВО и начальника РТЕ армии ПВО. За боевые заслуги и успехи в службе в послевоенное время награжден орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды (2), медалями, в том числе "За боевые заслуги", "За оборону Москвы". Отмечен также несколькими наградами иностранных государств. Генерал-майор.

СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ КУРСОВ РТВ

В середине 1950-х гг. к системе радиолокационного обеспечения войск ПВО страны стали предъявлять возросшие требования. Это было вызвано бурным развитием средств воздушного нападения.

Решить общие для Войск ПВО проблемы быстрой переподготовки и подготовки имевшихся специалистов к боевому применению техники нового поколения должна была система специальных краткосрочных курсов.

В 1956 г. Директивами ГШ ВС СССР от 16 апреля и ГШ Войск ПВО страны от 13 июля Владимирское РТУ В ПВО было переформировано в Центральные офицерские курсы усовершенствования и переподготовки офицерского состава РТВ ПВО. Кроме этого училища базой стали также офицерские курсы в г. Волоколамске и цикл ВНОС Краснознаменной офицерской школы В ПВО в г. Евпатория.

Парк учебной материальной базы курсов составили первые советские РЛС метрового и сантиметрового диапазона, коротковолновые радиостанции большой, средней и малой мощности.

В составе курсов были сформированы циклы основ марксизма-ленинизма, тактики и общей военной подготовки, электрорадиотехники и радиолокации, РЛС, АСУ и связи, станций питания. Предполагалась 10-месячная подготовка офицеров командно-штабного и политического состава, 5-месячная подготовка технического состава и подготовка офицеров армии социалистических стран.

К началу первого года обучения на курсы было принято около 400 человек, в том числе офицеры ПВО ГДР, Венгрии, Польши и Румынии. 1 декабря 1956 г. на курсах начались плановые занятия, а 27 декабря следующего года этот день был утвержден как годовой праздник части.

Перед курсами была поставлена задача более широкая, чем просто подготовка специалистов для РТВ. Они должны были активно включиться в процесс преобразования войск ВНОС в РТВ. В решении этих проблем существенное значение имели фактор времени и то, что переучивание должно было проходить без прекращения выполнения боевых задач по охране воздушных границ страны.

Предстояло в короткие сроки освоить новую боевую технику, обучить специалистов взаимодействию с ИА и ЗРВ и перестроить психологию офицерского состава бывших войск ВНОС.

Будни первого учебного года были напряженными, даже скрупулезная подготовка не избавила от необходимости внесения корректив и дополнений в учебный процесс.

Тактика боевых действий РТВ как нового рода войск была еще недостаточно разработана, сами войска находились в процессе становления, офицеры имели различные уровни общего и военного образования, возрастного и служебного опыта. В распоряжении преподавателей имелись только технические описания материальной части РЛС и АСУ, но не было пособий по их боевому применению, тактике РТВ, боевой работе КП.

Ввиду отсутствия учебника тактики РТВ сразу же столкнулись разные взгляды преподавательского состава на методику преподавания, тематику и содержание материала. Но в кратчайшие сроки удалось выработать единые решения, составить планирующие и методические документы.

По каждому образцу изучаемой техники оборудовались отдельные классы с развернутой и действующей аппаратурой, КИП и ремонтными элементами, оформлялись специальные схемы и макеты. В учебных городках и на полигоне для привития слушателям практических навыков работы были развернуты такие же образцы РЛС.

С наиболее сложными проблемами в подготовке к изучению материальной части столкнулся цикл АСУ и связи, так как средств автоматизации во ВНОС и РТВ ранее не существовало.

"Узкие" места выявились сразу. Кроме учебно-материальной базы таковыми стало недостаточное внимание к определившимся проблемам разведки воздушного противника, работе по высотным, низколетящим и малоразмерным целям, работе в условиях помех.

В процессе работы совершенствовалась методика преподавания и проведения занятий, утвердилось отношение к учебному процессу как к явлению динамическому и зависящему от требований войск и способов решения задач, стоящих перед войсками. Для координации усилий преподавателей при подготовке в короткие сроки слушателей одновременно по нескольким предметам или образцам техники на циклах создавались методические группы во главе со старшим преподавателем.

В апреле 1957 г. курсами был осуществлен первый выпуск слушателей технического состава.

Итоги работы первого года работы показали способность курсов к решению таких сложных задач. Предстояло значительное расширение категорий слушателей, стала очевидной необходимость более специализированной подготовки офицеров командного состава – командиров и начальников ПО частей, командиров подразделений, заместителей, начальников штабов, офицеров главных постов РТВ, начальников мастерских по ремонту техники.

Особое внимание обращалось на освоение совершенно новой по конструктивному решению и боевым возможностям, сложной в развертывании и эксплуатации РЛС метрового диапазона для дальнего обнаружения.

Директивой Главного штаба ВПВО от 4 июля 1957 г. курсы были переименованы в Центральные офицерские курсы РТВ ПВО страны.

Происходит дальнейшее совершенствование организации курсов, частичная реорганизация имеющихся циклов и создание новых. Обновляется командный и преподавательский состав. Увеличивается количество образцов РЛС, значительное расхождение в их конструктивных особенностях по диапазонам и принципам использования.

Среди них в 1958 г. на курсы поступают первые образцы РЛС метрового диапазона ДО, модернизированная трехкоординатная РСЛ сантиметрового диапазона, первый автономный радиовысотомер. На курсах создаются первые варианты УКП ртп, ртб, ПУ рлр. Оборудуются классы противохимической и инженерной подготовки. На полигоне в боевой порядок развернуто радиотехническое подразделение. В феврале 1958 г. на базе уже имевшихся подразделений обеспечения был сформирован батальон обеспечения учебного процесса.

С 1958 г. преподавателей курсов стали привлекать к работе в войсках – в комиссиях при проверках и на тактических учениях, проводившихся штабами РТВ и Войск ПВО. Они направлялись в командировки на предприятия-изготовители техники.

Преподавателями циклов разрабатывались диафильмы с информацией о воздушной обстановке, которые послужили основой методик обучения операторов РЛС и расчетов работе в условиях сложной воздушной обстановки. Затем появились устройства, позволявшие использовать диафильмы в ходе тренировок по проводке целей на экранах РЛС.

По приказу начальника РТВ многие из преподавателей участвовали в разработке первого курса боевой подготовки РТВ – КБП РТВ-61, различных памяток по вопросам тактики РТВ и боевой работы, создали первый учебник для войск – описание маловысотной РЛС дециметрового диапазона.

В 1960 г. поступает первая автоматизированная система "Воздух". Возможности слушателей значительно расширились. В процессе учебы создавалась радиолокационная обстановка, приближенная к боевой, работа на материальной части комплексировалась с отработкой практических задач по смежным дисциплинам. Значительно увеличено количество рабочих учебных мест. Осваивается понятие "алгоритм" – составлялись алгоритмы проверки техники и поддержания ее в боевой готовности.

С сентября того же года решением ГШ ВС СССР обучение офицерских кадров ПВО союзных и дружественных государств на курсах стало массовым. Основными условиями методик обучения иностранцев стали наглядность, оптимальное использование переводчиков, предварительное ознакомление их с изучаемым материалом, специальная подготовка вспомогательного состава к занятиям, учет различных политических аспектов в преподавании.

Налаженный ход учебного процесса позволил уделять большее внимание военно-научной работе. Преподавателями были практически реализованы принципы передачи высоты цели по радиолинии, увеличения дальности обнаружения РЛС низколетящих целей, разработаны режимы защиты РЛС от помех. В связи с выполнением большого объема научно-практической работы, в ноябре 1960 г. в штат курсов был введен отдел внедрения и освоения новой радиолокационной техники и АСУ. Создается также специальная база по выпуску и тиражированию печатной продукции.

На курсах начинают проходить сборы руководящего состава РТВ и военно-научные конференции по практическим вопросам боевой деятельности войск.

Прошедшие годы стали временем окончательного становления курсов как специального учебного заведения с особыми задачами, одной только им присущей методикой обучения и уникальными возможностями по подготовке офицерского состава РТВ.

В начале шестидесятых в войска начали поступать радиолокационное вооружение нового поколения с элементной базой на полупроводниковой основе, началась разработка новых комплексов автоматизации и электронно-вычислительной техники.

Начало развитию целого направления положил всевысотный помехозащищенный РЛК сантиметрового диапазона, предназначавшийся для определения трех координат цели, опознавания, наведения ИА и целеуказания ЗРВ. Совершенной новинкой стал и первый автоматический радиолокационный связной комплекс для обнаружения целей на средних и малых высотах на фоне отражений от местных предметов, метеообразований и организованных помех.

Первоочередной проблемой стала разработка боевых документов, учитывающих изменения как в технике и вооружении, так и в его применении, а также в тактике РТВ. В связи с этим функции курсов были расширены, а в апреле 1962 г. они реорганизованы в ЦОК Войск ПВО страны. Курсам были поставлены задачи по подготовке штурманов наведения ИА, офицеров РИЦ КП и политработников из числа офицеров запаса и военнослужащих срочной службы.

Одна из основных задач этого времени решалась циклом тактики, который стал именоваться циклом тактики и штурманской подготовки. На нем были разработаны алгоритмы боевой деятельности, планирующая документация для офицеров РИЦ КП, методика основ анализа воздушной обстановки командирами рлр, оборудован УКП и класс с выносными индикаторами кругового обзора. Для подготовки штурманов, совместно с циклом АСУ, был оборудован класс приборного наведения, оснащенный макетом кабины истребителя Су-9 и аппаратурой наведения "Каскад" с реально действовавшими приборами наведения.

В середине 1960-х гг. для РТВ были созданы комплексы средств автоматизации "Луч" ротного и батальонного звеньев и перед курсами поставлена задача подготовки офицеров РТВ к эксплуатации и боевому применению АСУ. В 1966 г. на курсы поступил и был развернут КСА ротного звена с аппаратурой автоматизации КП маловысотного комплекса и на курсах создается новый цикл – ЭВУ. Была выпущена первая группа слушателей, а преподавательский состав приступил к выполнению более сложной задачи – подготовке специалистов КСА батальонного звена, КТУ РТЦ тактического соединения.

К числу трудностей и преподавания относилось отсутствие не только материальной части, но и технической документации вообще. Были изготовлены в натуральную величину макет КСА, ЭВМ КСА, макеты-тренажеры основных устройств, разработаны структурные и функциональные схемы, выработаны алгоритмы работы на комплексе.

В связи с усложнением системы РЛО и значительным расширением парка техники связи в 1967 г. преподавание связи было выделено из цикла АСУ в отдельную дисциплину связи.

Когда в войсках ввели должности заместителей командиров рот по политчасти, на курсах началась десятимесячная подготовка офицеров-политработников по программе среднего военно-политического училища. За четыре года курсы решили эту новую для себя задачу и за 1968–1971 гг. осуществили 4 выпуска офицеров-политработников.

В то же время на курсах началось систематическое проведение занятий со слушателями других учебных заведений, в первую очередь ВКА ПВО им. Г.К. Жукова, ВПА им. В.И. Ленина, со студентами технических вузов. Также начали проводиться консультации и показ новых образцов РЛВ для иностранных военных делегаций и экспертов, прибывших для закупки техники.

На курсах организуется подготовка специалистов для вооруженных сил Республики Куба, Индонезии, Ирака, Камбоджи.

С 1963 г. министерством обороны был поставлен вопрос о переходе к активным формам обучения, а именно – программированному обучению. Было начато создание обучающих машин, классов такого обучения, программ, тестов, предметных планов.

Однако из-за отсутствия на то время аппаратуры метод развития не получил, а в примитивном виде его применение не давало ожидаемого эффекта. Но его разработкой был дан толчок другой перспективной форме обучения – алгоритмизации, которая из приема систематизации материала переросла в способ организации и упорядочения действий различного характера, от поиска неисправностей в аппаратуре до боевого управления.

В 1967 г. на курсах было введено обучение командиров подразделений по этому направлению.

Новой формой учебных пособий стал "готовый конспект", уже содержащий точный объем текста, графический материал, изложенные в последовательности занятия. Такие конспекты давали возможность не тратить время на запись, и таким образом экономилось до 30-50 процентов учебного времени занятия. Особенно эффективными они оказались для иностранных слушателей.

С 1965 г. в ходе подготовки к новому учебному периоду стала активно применяться заблаговременная подготовка методического материала на весь курс конкретной учебной дисциплины, создание методических разработок на все занятия.

Существенно расширилась материально-техническая база. Были введены в эксплуатацию полигон для практических занятий по РЛС с иностранными слушателями, действующие макеты отдельных систем с электромеханическими и кинематическими узлами, действующие макеты-имитаторы и макеты-тренажеры. На первой выставке работ рационализаторов Войск ПВО демонстрировались 12 лучших работ специалистов ЦОК и многие из этих работ были рекомендованы для внедрения в процесс боевой подготовки в войсках.

Преподавательский состав активно участвовал в разработке Боевого устава РТВ-64, курса боевой подготовки РТВ-65, Наставления РТВ-65 и Курса боевой подготовки офицерского состава РТВ-67. Были изданы пособия по обучению расчетов работе по низколетящим и высотным целям, по профессиональному отбору и подготовке операторов РЛС, по отработке нормативов на материальной части и т.д.

22 февраля 1966 г. курсам было вручено Боевое Знамя. За первое десятилетие с момента их образования курсы показали, что могут успешно решать поставленные перед ними задачи. Так состоялось их становление.

Основные вехи дальнейшей истории курсов.

В 1968 г. подготовка штурманов наведения ИА была передана в другое учебное заведение, и курсам было возвращено прежнее название ЦОК РТВ ПВО.

Особым событием того периода стал перевод подготовки офицеров-связистов с курсов связи г. Киева на ЦОК, после чего в 1971 г. создается цикл связи. В том же году курсы начали подготовку офицеров-энергетиков.

Тогда же начались работы по созданию музея РТВ ПВО, первая очередь которого была завершена к середине 1978 г., а в октябре проведена первая экскурсия. В 1977 г. завершено создание очерка по истории РТВ.

В страны, закупавшие нашу технику, начали направляться преподаватели курсов для проведения занятий и оказания помощи в практическом освоении вооружения.

Директивой Генерального Штаба ВС курсы были объявлены основным центром показа новой радиолокационной техники. В 1975 г. на курсах были проведены первые соревнования на звание лучшего специалиста РТВ.

В 1977 г. перед ЦОК была поставлена задача по обучению в короткие сроки 1000 офицеров органов боевого управления. Было подготовлено 20 одномесячных групп офицеров РИЦ объединений и соединений ПВО, оперативных дежурных КП радиотехнических частей и подразделений.

Для руководящего состава были организованы одно- и двухнедельная подготовка семи групп. 12 групп инженерно-технического состава в течение одного месяца изучили поступившую в войска аппаратуру опознавания "Пароль". Главным элементом подготовки стала отработка действий непосредственного боевого управления.

Проведенная работа дала свои положительные результаты. При подведении итогов за 1979 учебный год Главком ПВО отметил улучшение качества несения боевого дежурства.

Одной из мер по повышению эффективности боевого управления войсками стало предпринятое в конце 1970-х годов омоложение руководящего состава частей и подразделений РТВ. По приказу начальника РТВ преподавателями курсов было разработано "Пособие молодому командиру радиотехнической бригады (полка)", "Пособие молодому командиру радиолокационной роты" и "Руководство по работе командиров, штабов и расчетов КП РТВ по обеспечению выполнения задач боевого дежурства".

Совместно и ВКА ПВО и офицерами штаба РТВ были разработаны пособие "Организация и ведение боевой работы РТВ в сложных условиях воздушной и наземной обстановки" и методические указания "Алгоритмизированное боевое управление на КП РТВ ПВО". Пособия, руководство и указания в 1980–1981 гг. были изданы "Воениздатом".

К 1980 г. на курсах прошли переподготовку и обучение более 3000 слушателей из ПВО Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии, Югославии, Румынии, Кубы, Монголии, КНДР, Камбоджи, Индонезии, Ирака, Сирии, Ливана.

Признанием заслуг ЦОК РТВ в подготовке специалистов для демократических стран стало награждение в 1978 г. их орденом ЧССР "Красная Звезда" и в 1980 г. –орденом ГДР "За заслуги перед народом и Отечеством" в золоте, в 1982 г. – орденом НРБ "9 сентября 1944 г." с мечами. Многие офицеры курсов были удостоены правительственных наград нашей страны и иностранных государств.

В 1989 г. курсы приступили к выполнению задачи подготовки прапорщиков для РТВ – начальников РЛС и ПРВ, энергетиков и старшин подразделений.

С начала 1990-х гг. реорганизация войск ПВО, недостаточная укомплектованность их личным составом привела к необходимости ведения боевой работы неполными расчетами. Проблема решалась созданием боевых расчетов из офицеров, прапорщиков и военнослужащих контрактной службы. Отделение значительных районов ПВО изменило общую географию ТВД.

От РТВ потребовалось уточнение взглядов на организацию разведки воздушного противника и радиолокационное обеспечение войск. Невозможность направления на учебу военнослужащих поставила перед курсами несколько проблем – неукомплектованность слушателями, недостаточное финансирование, сокращение учебной работы. Возникла опасность распыления опыта 40-летней работы.

В 1995 г. методом сборов на курсах началась переподготовка офицеров РТВ для новой структуры – ФСР и КВП.

Курсы продолжили подготовку офицеров отдельной учебной бригады, ЦОК ЗРВ, учебных центров, преподавателей СПВУРЭ ПВО. В 1996 г. на курсах был проведен практический показ боевых возможностей КСА "Фундамент", преподаватели приняли участие в совместных испытаниях перспективных РЛС "Гамма-С", "Противник" и определении возможностей по их сопряжению с КСА.

История ЦОК продолжается.

По материалам книги
"ВОЙСКА ПВО СТРАНЫ: ВСПОМИНАЮТ ВЕТЕРАНЫ..."
АВИАРУС–XXI
Москва
2005 г.
Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?