15 февраля, 2013
ЦОК РТВ
Григорий ЛАЗУН
Григорий Павлович Лазун родился 7 апреля 1921 г. В 1941 г. окончил училище связи по специальности – начальник РЛС. Участник Великой Отечественной войны. Службу офицером начал в должности начальника одной из первых РЛС РУС-2 в системе ПВО г. Москвы. С 1968 по 1980 г. был начальником 3 Центральных Офицерских Курсов РТВ. Занимал должности заместителя начальника РТВ МО ПВО и начальника РТЕ армии ПВО. За боевые заслуги и успехи в службе в послевоенное время награжден орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды (2), медалями, в том числе "За боевые заслуги", "За оборону Москвы". Отмечен также несколькими наградами иностранных государств. Генерал-майор.
СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ КУРСОВ РТВ
В середине 1950-х гг. к системе радиолокационного обеспечения войск ПВО страны стали предъявлять возросшие требования. Это было вызвано бурным развитием средств воздушного нападения.
Решить общие для Войск ПВО проблемы быстрой переподготовки и подготовки имевшихся специалистов к боевому применению техники нового поколения должна была система специальных краткосрочных курсов.
В 1956 г. Директивами ГШ ВС СССР от 16 апреля и ГШ Войск ПВО страны от 13 июля Владимирское РТУ В ПВО было переформировано в Центральные офицерские курсы усовершенствования и переподготовки офицерского состава РТВ ПВО. Кроме этого училища базой стали также офицерские курсы в г. Волоколамске и цикл ВНОС Краснознаменной офицерской школы В ПВО в г. Евпатория.
Парк учебной материальной базы курсов составили первые советские РЛС метрового и сантиметрового диапазона, коротковолновые радиостанции большой, средней и малой мощности.
В составе курсов были сформированы циклы основ марксизма-ленинизма, тактики и общей военной подготовки, электрорадиотехники и радиолокации, РЛС, АСУ и связи, станций питания. Предполагалась 10-месячная подготовка офицеров командно-штабного и политического состава, 5-месячная подготовка технического состава и подготовка офицеров армии социалистических стран.
К началу первого года обучения на курсы было принято около 400 человек, в том числе офицеры ПВО ГДР, Венгрии, Польши и Румынии. 1 декабря 1956 г. на курсах начались плановые занятия, а 27 декабря следующего года этот день был утвержден как годовой праздник части.
Перед курсами была поставлена задача более широкая, чем просто подготовка специалистов для РТВ. Они должны были активно включиться в процесс преобразования войск ВНОС в РТВ. В решении этих проблем существенное значение имели фактор времени и то, что переучивание должно было проходить без прекращения выполнения боевых задач по охране воздушных границ страны.
Предстояло в короткие сроки освоить новую боевую технику, обучить специалистов взаимодействию с ИА и ЗРВ и перестроить психологию офицерского состава бывших войск ВНОС.
Будни первого учебного года были напряженными, даже скрупулезная подготовка не избавила от необходимости внесения корректив и дополнений в учебный процесс.
Тактика боевых действий РТВ как нового рода войск была еще недостаточно разработана, сами войска находились в процессе становления, офицеры имели различные уровни общего и военного образования, возрастного и служебного опыта. В распоряжении преподавателей имелись только технические описания материальной части РЛС и АСУ, но не было пособий по их боевому применению, тактике РТВ, боевой работе КП.
Ввиду отсутствия учебника тактики РТВ сразу же столкнулись разные взгляды преподавательского состава на методику преподавания, тематику и содержание материала. Но в кратчайшие сроки удалось выработать единые решения, составить планирующие и методические документы.
По каждому образцу изучаемой техники оборудовались отдельные классы с развернутой и действующей аппаратурой, КИП и ремонтными элементами, оформлялись специальные схемы и макеты. В учебных городках и на полигоне для привития слушателям практических навыков работы были развернуты такие же образцы РЛС.
С наиболее сложными проблемами в подготовке к изучению материальной части столкнулся цикл АСУ и связи, так как средств автоматизации во ВНОС и РТВ ранее не существовало.
"Узкие" места выявились сразу. Кроме учебно-материальной базы таковыми стало недостаточное внимание к определившимся проблемам разведки воздушного противника, работе по высотным, низколетящим и малоразмерным целям, работе в условиях помех.
В процессе работы совершенствовалась методика преподавания и проведения занятий, утвердилось отношение к учебному процессу как к явлению динамическому и зависящему от требований войск и способов решения задач, стоящих перед войсками. Для координации усилий преподавателей при подготовке в короткие сроки слушателей одновременно по нескольким предметам или образцам техники на циклах создавались методические группы во главе со старшим преподавателем.
В апреле 1957 г. курсами был осуществлен первый выпуск слушателей технического состава.
Итоги работы первого года работы показали способность курсов к решению таких сложных задач. Предстояло значительное расширение категорий слушателей, стала очевидной необходимость более специализированной подготовки офицеров командного состава – командиров и начальников ПО частей, командиров подразделений, заместителей, начальников штабов, офицеров главных постов РТВ, начальников мастерских по ремонту техники.
Особое внимание обращалось на освоение совершенно новой по конструктивному решению и боевым возможностям, сложной в развертывании и эксплуатации РЛС метрового диапазона для дальнего обнаружения.
Директивой Главного штаба ВПВО от 4 июля 1957 г. курсы были переименованы в Центральные офицерские курсы РТВ ПВО страны.
Происходит дальнейшее совершенствование организации курсов, частичная реорганизация имеющихся циклов и создание новых. Обновляется командный и преподавательский состав. Увеличивается количество об